Blood, Sweat & Tears — Blood, Sweat & Tears 3

Blood, Sweat & Tears 3 — третий альбом американской группы Blood, Sweat & Tears, выпущенный в июне 1970 года компанией Columbia Records (KC 30090).

ИСТОРИЯ

Успех второго альбома — одноименного Blood, Sweat & Tears — утвердил высокий статус группы в обновленном составе. С нетерпением ожидался третий альбом. В числе триумфальных событий того времени можно отметить выступление на Вудстокском фестивале, где BS&T сыграли 4 вещи: «More And More», «I Love You More Than You Ever Know», «Spinning Wheel» и «Something Goin’ On». 

Менеджером группы был Беннет Глотцер. BS&T предложили 7500 долларов за участие в фильме про фестиваль. Глотцер считал своих подопечных хэдлайнерами наравне с Джанис Джоплин и Джими Хендриксом, а потому назвал предложенную сумму смешной. Ему и в голову не приходило — как впрочем и остальным тогда — каким культовым станет само по себе событие, и насколько важно было засветиться в этом ставшем историческим фильме. Глотцер запретил продюсерам фестиваля снимать выступление группы. Впрочем, им удалось заснять исполнение первуой песни «More And More», а потом съемочную группу прогнали со сцены.

Выступление на Вудстоке было для группы настолько проходным событием, что у них остались весьма отрывочные воспоминания. «Мы мало что запомнили, поскольку были на сцене короткий период времени,» — вспоминал Дэвид Клейтон-Томас. — «Нас устроили в гостинице в двадцати милях оттуда и привезли на вертолете за полчаса до выступления. Я посмотрел немного Crosby, Stills and Nash, а потом играли мы. Выступление как в тумане, потом у меня была возможность только сказать «привет» нескольким старым друзьям: Левону и Рику из The Band, Стивену Стиллзу, которого я знал по Buffalo Springfield, а через час мы опять сидели в вертушке и летели выступать в другое место. Так что «три дня любви и мира» для нас продлились всего пару часов. Когда стоишь на сцене, а перед тобой шестьсот пятьдесят тысяч человек, понимаешь, что происходит нечто значительное, чего возможно никогда более не случится, и действительно больше такого не было.»

Через месяц после Вудстока, группа начала работу над следующим альбомом. В него планировалось включит каверы известных песен: «All Along The Watchtower» Боба Дилана, которая стала еще популярнее в исполнении Джими Хендрикса, «Can’t Be So Bad» Джо Коккера и битловскую «Martha, My Dear».

Вокалист Дэвид Клейтон-Томас стал новым лицом группы, и достаточно ярким, чтобы про Эла Купера успели забыть. Однако с Дэвидом возникла проблема — гражданин Канады, он по-прежнему числился в США нелегальным иммигрантом с просроченной визой. Менеджеры группы начали переговоры с иммиграционными властями о выдаче Клейтону-Томасу грин-карты. В ходе дискуссий, власти согласились пойти на уступки в обмен на услугу со стороны BS&T.

Непопулярная война во Вьетнаме все еще продолжалась, и администрация Никсона крайне нуждалась если не в поддержке, то хотя бы в каком-то понимании со стороны американской молодежи. Для этой цели департамент предложил Blood, Sweat & Tears совершить за 40000 долларов «добровольное» турне по странам Восточной Европы. Идея была показать, как добрый и свободолюбивый Госдепартамент отправил за Железный Занавес настоящую джаз-рок группу вдохнуть в молодежь Румынии, Польши и Югославии добрые вибрации и «свободный дух» Америки.

Группе идея не понравилась, но чтобы строить планы на будущее с данным вокалистом, у них не было другого выбора. В итоге, турне обернулось для них большим злоключением. На первом же концерте в Бухаресте публика встала и начала скандировать: U.S.A.! Румынская полиция не придумала ничего лучшего, как спустить на людей немецких овчарок. После этого коммунистические власти обложили группу строгими инструкциями: играть больше джаза, меньше рока. Если публика начнет шуметь — покидать сцену. Выходить на бис не больше двух раз, не бросать музыкальные инструменты (это надо было адресовать скорее группам типа The Who), поменьше жестов и движений телом, и никаких перодеваний в процессе выступлений. В результате, на следующий концерт пришли подавленные подростки, соблюдавшие неестественную тишину.

К сожалению, трудно найти сведения о дальнейших выступлениях Blood, Sweat & Tears в Польше и Югославии. Зато много написано о бесславном возвращении группы на родину. Здесь надо описать, что творилось в то время в США, чтобы понять ситуацию. Сказать, что правительство Никсона было крайне непопулярно, это не сказать ничего. В молодежных, студенческих, хиппи, рок-н-ролльных и прочих кругах все были настроены антиправительственно. Их поддерживала практически вся рок-пресса, включая журнал Rolling Stone. В связи с войной во Вьетнаме, всякие действия Никсона получали всеобщее осуждение. Люди, прежде носившие протестные плакаты, стали симпатизировать даже момбометателям и прочим ультрареволюционерам. Как раз в это время власти пытались депортировать из США нелегального иммигранта Джона Леннона, и он превратился в одного из героев борьбы за гражданские права. 

И вот на фоне этих событий «Кровь, пот и слезы» едут в турне, организованное и оплачиваемое ненавистным правительством Никсона, чтобы представлять это правительство в Восточной Европе. В глазах рок-н-ролльной общественности они выглядели «продажными шкурами» и пособниками «режима Никсона». Этот акт естественно, оттолкнул от BS&T добрую долю поклонников в стане хиппи и прочей студенческой молодежи. Когда группа уехала, ситуация только усугубилась так называемой «резней в штате Кент», где в ходе студенческих бунтов полиция застрелила четверых студентов. 

Президент разрешает легальную слежку за инакомыслящими, совершаются убийства активистов, ФБР щедро поощряет доносы друг на друга, и тут «Кровь, пот и слезы«, по возвращении из Европы, дают интервью, в котором рассуждают о пресловутой американской свободе, дух которой они несли несчастным коммунистическим странам. На фоне незаживших ран от «Кентской резни» подобное заявление воспринималось как похвала правительству США. Немудрено, что многие предали группу анафеме. По воспоминаниям барабанщика Бобби Коломби: «Это была статья в New York Post по поводу моего интервью, и они озвучили всё так, будто мы были ярыми правыми, одобряли резню в штате Кент, что идея турне была наша, что мы работаем на ЦРУ, и нам надо носить короткие прически… Это было невероятно.»

Компания-издатель группы была сильно озабочена. Президент Columbia Records Клайв Дэвис, обычно редко вникавший в такие мелочи, как например выбор артистов, где им играть, отговаривал BS&T ехать в это турне, и был ошеломлен его последствиями. На фоне этих событий и вышел в свет альбом Blood, Sweat & Tears 3. Казалось бы, многие отвернулись от группы и не покупали пластинку из идеологических соображений. Тем любопытнее факт, что альбом вскоре поднялся на вершину американского хит-парада и продержался там две недели, быстро став «золотым».

Только джазовые журналы, по традиции аполитичные, хвалили альбом за удачные аранжировки и прекрасное исполнение. Рок-критики же все ополчились против нового альбома, называя Blood, Sweat & Tears претенциозной поп-группой с духовой самодеятельностью. Другие считали их джазовым ансамблем, пытающимся примазаться к рок-движению. Так или иначе, они были «не наши» для всех. Злополучное турне не упоминалось, однако очевидно было, что оно являлось ключевой причиной всеобщей обструкции.

Более непредвзятые мнения об альбоме, лишенные политических обид, появились только десятилетия спустя. В AllMusic.com Blood, Sweat & Tears 3 назвали «убедительным, если не таким же впечатляющим компаньоном для предыдущего хита. Дэвид Клейтон-Томас остается полным энтузиазма блюзовым крикуном, а группе все еще удаются энергичные аранжировки… однако их претенциозность в чересчур растянутой «Symphony/Sympathy for the Devil» и тенденция заимствовать хорошо известный материал других артистов вместо того, чтоб сочинять свой собственный, были предупреждающими сигналами на будущее.»

Известный критикан Роберт Кристгоу похвалил вокалиста в свойственной ему эксцентричной манере: «Теперь я понял как Дэвид Томас-Клейтон натренировал свой голос: с помощью рыгания. Вот почему в самые волнующие моменты он звучит так, как будто собирается вырвать. Более того, он меня доводит до такого волнения, что я сам готов в тот момент вырвать.»

В наше время история с восточно-европейским турне обрела совершенно противоположный оборот. Blood, Sweat & Tears теперь рассматриваются как герои и первая западная рок-группа, проникшая сквозь Железный Занавес, дабы нести доброе, вечное, джаз-рок-н-ролльное народам, порабощенным «Интернационалом» и «Марсельезой». Дэвид Клейтон-Томас говорит, что к нему до сих пор подходят за автографом люди, которые были на концертах BS&T в Бухаресте, Варшаве и т.п.. 

Альбом Blood, Sweat & Tears 3 занимает достойное место в золотом фонде джаз-рока, благодаря многим перлам, которые он содержит. Можно согласиться с AllMusic.com в отношении занудной, тенденциозной и во всех отношениях неблагодатной «Symphony/Sympathy for the Devil» — неудачный выбор материала, зато практически все остальные композиции альбома впечатляют яркостью аранжировок и увлекательной слаженной игрой этого достаточно большого для рок-музыки коллектива.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий