Blood, Sweat & Tears — New Blood

New Blood (Новая кровь) — пятый альбом американской джаз-рок группы Blood, Sweat & Tears, вышедший в октябре 1972 года на Columbia Records (KC 31780) в США, на CBS Records (S 65252) — в Великобритании.

ИСТОРИЯ

Само название альбома «Новая кровь» говорит о переменах в составе Blood, Sweat & Tears, произошедших после четвёртого альбома. Последний концерт с участием Дэвида Клейтон-Томаса и Фреда Липсиуса был 27 декабря 1971 года в г. Анахайм (Калифорния). Через месяц Клейтон-Томаса сменил слепой певец Бобби Дойл, лидер своего Bobby Doyle Trio. Вместо Липсиуса пришёл Джо Хендерсон, к группе также присоединился шведский гитарист Георг Вадениус, игравший до этого в Европе в группе с чисто шведским названием Made in Sweden.

С Бобби Дойлом ничего не получилось. Говорят, его голос — неплохой сам по себе — тонул в музыке, когда вступали трубы. Бобби Дойл остался приятелем группы и играет в двух вещах альбома («Touch Me», «Velvet») на пианино. В это время в Нью-Йорк приехал записываться в студиях Columbia Records техасский певец R&B Джерри Фишер. Он был достаточно популярен в ночных клубах Лас-Вегаса, Тахо, Оклахомы и родного Техаса и был, как писал один музыкальный критик «возможно лучший исполнитель блюза из белых». BS&T пригласили Джерри поджемовать вместе и тут же сделали ему предложение.

Джерри Фишер согласился при условии, что он не будет петь материал, который пел Дэвид Клейтон-Томас. Он хотел стать для группы новым певцом новых песен. Остальным это понравилось, желание Фишера совпало с желанием музыкантов двигаться в новом направлении. В этот период обновлённая Blood, Sweat & Tears погрузилась в репетиции, а Columbia заполнила пробел сборником Greatest Hits, куда вошла подборка из 11 вещей с первых четырёх альбомов, причём были взяты не альбомные, а сингловые, часто подредактированные версии.

В процессе обретения нового материала, состав группы продолжал меняться и утрясаться. Джо Хендерсон ушёл, его сменил Лу Марини, прекрасно владевший всеми видами флейт и саксофонов, являвшийся к тому же неплохим композитором. Покинул группу ещё один из старейшин — Дик Халлиган, игравший, кроме дудок, на органе. Его сменил чисто клавишник Ларри Уиллис.

АЛЬБОМ

К записи нового альбома BS&T приступила только летом 1972 года. Поскольку времени для создания и обкатки нового материала было мало, решили на этот раз обойтись больше каверами чужих произведений. В конце августа 1972 вышел первый сингл новой группы — «So Long Dixie» (Пока, Дикси!), имевший некоторый успех (№44 в чартах).

Месяц спустя вышел альбом New Blood. Группа хотела даже сделать двойник, но Columbia не стала рисковать и выпустила одинарный. Интересно, что BS&T отказались при записи от техники наложений и писали всё живьём, то есть играли все музыканты сразу. В результате, альбом был записан за девять дней (имеется в виду материал в два раза больший, чем в конечном выпуске). В музыкальном плане New Bloodхарактеризуют обычно как джаз-фьюжн. Здесь нет каких-то запоминающихся хитов, но и в предыдущих альбомах давно не появлялось ничего такого яркого, как «Spinning Wheel». Однако в целом, альбом слушается с не меньшим интересом, чем прежние, и нет ни единой вещи, которая вызвала бы скуку. 

Итак, что же изменилось после бурной смены команды? Джерри Фишер поёт не хуже Клейтон-Томаса, а Вадениус со своей гитарой придал группе больше динамики. Из ветеранов в New Blood остались очень многие: замечательные трубачи Лью Солофф и Чак Уинфилд, ещё играет Стив Кац и крепкая ритм-секция Джим Филдер-Бобби Коломби. Поэтому разговоры о том, что Blood, Sweat & Tears — это группа Клейтон-Томаса основаны исключительно на предубеждениях, а настоящие ценители джаз-рока считают эру Джерри Фишера одной из лучших в истории BS&T

Очень удачно подобран дебют Джерри Фишера — первый номер альбома. Это динамичный R&B авторства Боба Дилана «Down In The Flood», где Джерри действительно доказывает, что белые умеют петь блюз, а Стив Кац — играть на губной гармошке. В следующем номере — «Touch Me» Фишер показывает свой талант исполнения баллад. В альбоме всего две вещи собственного сочинения, одна из них — «Alone» — представляет композиторский талант «новичка» Лу Марини, который «новичок» конечно же в ковычках, ибо до BS&T он играл в прославленном джазовом коллективе One O’Clock Lab Band. «Alone» имеет короткую вокальную партию, а дальше предоставляет широкое поле для солирования различных инструментов. Здесь в частности, делает продолжительное соло на гитаре Георг Вадениус. Некоторые даже считают, что Фишер и Вадениус своей жесткостью приблизили звучание BS&T к Chicago. Контрастом далее звучит мягкая, действительно оправдывающая своё название «бархатная»  баллада «Velvet» в нежном исполнении Стива Каца. Это единственный номер альбома, где поёт не Фишер. 

Вторая вещь собственного сочинения — «Over The Hill» даёт Фишеру возможность поорать в верхнем диапазоне, и ему не занимать в этом энергии. Автор песни — тоже достаточный новичок в BS&T — тромбонист Дэйв Барджерон, пришедший в группу только в четвёртом альбоме. Самая хитовая вещь альбома «So Long Dixie» — возможно и есть самая скучная, как это часто бывает, если учесть, что содержание американских хит-парадов часто определяют домохозяйки. А изюминкой альбома New Blood, пожалуй, можно считать последние две вещи, идущие без перерыва — «Снежная королева» и «Путешествие девы». Здесь всем музыкантам удаётся — кому больше, кому меньше — посолировать. Вот тут-то здорово солируют новчики — Ларри Уиллис на ф-но, Лу Марини — на тенор-саксофоне, Дэйв Барджерон — на тромбоне, а Георг Вадениус в унисон со своей гитарой поёт скатом (скат — джазовая манера пения без слов).

Выпуск New Blood сопровождался мировым турне. В европейской части турне у Blood, Sweat & Tears на разогреве играл Стефан Гроссман — один из лучших исполнителей блюза на акустической гитаре. Стив Кац хорошо его знал, поскольку в начале 1960-х они играли вместе в одной группе. Именно Гроссман порекомендовал группе гитариста Георга Вадениуса, который был ещё неизвестен в Штатах.

После турне New Blood, группа к сожалению продолжила процесс распада. Стив Кац покинул группу, чтобы заняться продюсированием, начиная с Лу Рида и др. Его никто не сменил, так что в группе осталось 9 человек. Ушёл ещё один ветеран — Чак Уинфилд, но ему на смену пришёл удивительный мульти-инструменталист Том Малоун, превосходно владевший трубой, тубой, тенор- и баритон-саксофонами, флейтами, пикколо, но особенной его любовью пользовался тромбон, за что Малоун получил прозвище «Bones» (Кости).

Подводя резюме, хочется сказать, что свет не сошёлся клином на Дэвиде Клейтон-Томасе, и альбом New Blood представляет собой великолепный экземпляр джаз-рока начала семидесятых — той славной эпохи, когда джаз-рок группы ещё не делали приторных баллад в жанре AOR для свадебных вечеринок.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий