Blood, Sweat & Tears — Child Is Father to the Man

Child Is Father to the Man (Ребенок — отец человеку) — дебютный альбом американской группы Blood, Sweat & Tears, выпущенный в феврале 1968 года компанией Columbia Records. Представляющий собой классическую смесь джаза, рок-н-ролла, психоделии и классической музыки Child Is Father to the Man считается самой выдающейся работой Эла Купера, который был лидером группы в то время. Некоторые считают альбом Child Is Father to the Man таким же важным для зарождения джаз-рока, каким был In the Court of Crimson King для прогрессивного рока.

ИСТОРИЯ

Blood, Sweat & Tears (сокращенно — BS&T) было суждено с самого рождения менять составы и, соответственно, видоизменять свою музыку. Но в каком бы составе ни была группа, с самого начала для нее была всегда характерна интересная смесь из рока, блюза, поп-музыки, духовых аранжировок и джазовых импровизаций — гибрид, который обычно называют джаз-рок. В отличие от джаз-фьюжн групп, которые более склонны к виртуозной демонстрации своих инструментальных возможностей и всевозможным экспериментам с электрическими инструментами, Blood, Sweat & Tears смешали в своей музыке рок, поп, R&B и соул с оркестровой музыкой биг-бэндов, добавив в нее элементы классической музыки XX века, а также традиции небольших джазовых ансамблей.

BS&T организовалась в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидже в 1968 году из остатков ансамбля The Blues Project, в котором участвовал Эл Купер (вокал, клавиши) и гитарист Стив КатцThe Blues Project существовал в период с 1965 по 1967 гг., но успел попасть в историю американской музыки как один из ранних исполнителей психоделического рока, а также как одна из первых в мире —  наряду с Grateful Dead — джем-групп. The Blues Project даже называли «нью-йоркским ответом» Grateful Dead. Так же, как Grateful Dead, они представляли собой нечто большее, чем музыкальная группа. Это была хипповская коммуна, где все имущество было общим. Говорят, сами Grateful Dead, увидев однажды The Blues Project на концерте, были впечатлены импровизационными способностями своих нью-йоркских коллег. Эл Купер и Стив Катц уже в The Blues Project привыкли смешивать воедино блюз, R&B, джаз, психоделию и фолк-рок.

Эл Купер ушел из Blues Project, загоревшись идеей создать рок-группу с духовой секцией. Идея «духового рока» вдохновляла его на примере чикагской рок-группы The Buckinghams и ее продюсера Джеймса Уильямса Гэрсио, которые были весьма популярны в США в 1967 году. К нему присоединилась ритм-секция: басист Джим Филдер и ударник Бобби Коломби и духовая секция: трубачи Рэнди Бреккер, Джерри Уайсс и тромбонист Дик Халлиган

Купер сразу поставил себя в группе лидером. Он действительно, был из них самым опытным. Хотя басист Джим Филдер пришел из группы Фрэнка Заппы Mothers Of Invention, а до того играл в Buffalo Springfield, у Купера авторитет был конечно повыше. В 1965-66 годах Купер играл как органист с Бобом Диланом, как на концертах, так и в студии. Это он — Эл Купер — записал органную партию на Хаммонде в песне №1 всех времен и народов Like a Rolling Stone . Несомненно, присутствие Купера дало группе хороший начальный толчок.

Название группы — «Кровь, пот и слезы» — многие объясняли цитатой из речи Уинстона Черчилля, когда он, заступая в 1940 году на пост премьер-министра Великобритании, обращался к Парламенту со словами: «Я не могу предложить ничего, кроме как кровь, тяжелый труд, слезы и пот.» В 1963 году эта фраза вдохновила певца Джонни Кэша, который назвал так, или почти так свой альбом Blood, Sweat and Tears с песнями про американских рабочих людей. Эл Купер возможно, даже понятия не имел, что там Черчилль сказал в 1940 году. Ему пришло в голову назвать так группу, когда он болтал по телефону со своим импрессарио, обсуждая вопросы продвижения группы, и тут ему на глаза попала обложка этого самого альбома Джонни Кэша. Название действительно хлесткое.

Blood, Sweat & Tears не пришлось, как многим известным группам, годами добиваться известности, выступая по захудалым провинциальным барам. Первый концерт они дали в Village Theater, который позже Билл Грэхэм переделает в Fillmore East по аналогии  со своим известным детищем на Западном побережье — Fillmore West. А спустя две недели Blood, Sweat & Tears играли на разогреве у группы Moby Grape в Cafe A Go Go, где просто «снесли» публику своей новаторской смесью джаза, эсид-рока и психоделии.

После этого шумного успеха сразу три крупных записывающих компании предложили группе подписать контракт. Из них выбор пал на Колумбию, потому что Купер до этого имел с ними дело как сессионный музыкант. Вскоре после подписания договора группа менее чем за две недели записала свой первый альбом Child Is Father to the Man. Название взято из одноименного стиха британского поэта и священника викторианской эпохи Джерарда Манли Хопкинса «Ребенок — отец человеку«, который в свою очередь позаимствовал эту мысль у британского поэта-романтика Уильяма Уордстворта. В стихе «Сердце колотится в груди» Уордсворт описывает радость при виде радуги, которую он сохранил с детства, и отмечая, как детство сформировало его взрослые взгляды, поэт завершает стих фразой «ребенок — отец человека» («the child is father of the man«).

Эту мысль весело иллюстрирует и обложка альбома, где каждый музыкант держит при себе «ребенка», который является маленькой, но точной его копией. Такое же радостное позитивное восприятие жизни отражает музыка альбома. Что восхищает в Child Is Father to the Man — его изощренные аранжировки, мастерская техника записи и звуковой диапазон, не выглядящий наивно даже из нашего пресыщенного высококачественным студийным звуком времени. Над звуком работали продюсеры Джон Саймон, Боб Ирвин и инженер Фред Катеро. Аранжировками занимался целый штат специалистов, включая упомянутых выше, это были также гости-музыканты Эл Горгони и Алан Шульман, а также «родной» пианист, он же саксофонист BS&T Фред Липсиус. Они задействовали, помимо музыкантов BS&T большую группу струнных — 10 скрипок, включая первую, и две виолончелии назвали это Струнным ансамблем BS&T. На подпевках тоже не обошлось без приглашенной группы поддержки в лице Валари Симпсон и Мелбы Мурман, которым дали имя Соул-хор BS&T.

Большая часть материала своя, оригинальная, причем ровно половина (6 из 12 номеров) — сочинения Эл Купера плюс еще одна его песня в соавторстве. Некоторые даже называют этот альбом бенефисом Эла Купера. Кроме того, группа исполнила несколько каверов популярных в то время Тима Бакли, Гарри Нильссона, Рэнди Ньюмана. То, как она сделала это, не смог бы сделать никто.

Но собственный материал даже интереснее. Взять, к примеру, куперовскую «I Love You More Than You’ll Ever Know» (Я люблю тебя гораздо больше, чем ты об этом когда-либо узнаешь), которая по праву считается одним из лучших рок-блюзов всех времен и народов. Богатая, но аккуратная хорошо продуманная аранжировка, от духовых до «дисторшенной» гитары Стива Катца. Другие образчики оригинальных джаз-рок-блюзов BS&T — «I Can’t Quit Her» (Я не могу ее покинуть), «Somethin’ Goin’ On» (Что-то происходит). «House in the Country» (Дом в деревне) и  «The Modern Adventures of Plato, Diogenes and Freud» (Современные приключения Платона, Диогена и Фрейда) — типичные образцы своеобразной психоделики Blood, Sweat and Tears

Трудно выделять какие-то отдельные вещи, не случайно никакие песни с Child Is Father to the Man не стали хитами. Весь альбом слушается как цельное произведение, не зря критики сравнивали его с современными ему шедеврами — Sgt. Pepper Битлз и Pet Sounds Бич Бойз. Вообще, Child Is Father to the Man был один из самых расхваливаемых критиками альбомов года. Он получил премию Грэмми, а в 2003 году удостоился попасть в список 500 лучших альбомов всех времен на 264-ое место по версии журнала Rolling Stone.

Спасибо Олдос Голдис.

Добавить комментарий