The Beach Boys — Surfer Girl

Surfer Girl — третий альбом американской рок-группы The Beach Boys, вышедший 16 сентября 1963 года на Capitol Records в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и Германии.

Первое переиздание было только в июне 1967 в Великобритании, где альбом вышел впервые (Capitol Records ST 1981 — стерео, T 1981 — моно). Второе переиздание — в 1976 году в США (SM-1981). Затем в 1977 в Японии (ECS-70106). Дальнейшие американские переиздания альбома стали выходить почему-то в урезанном виде, без двух песен: «Little Deuce Coupe» и «Our Car Club».

Последние издания доцифровой эпохи: аудиофильское на Mobile Fidelity Sound Lab ‎(MFSL 1-116) в 1983 году в Японии и DMM-ремастеринг с аналогового оригинала на Capitol Records (MS 1175, 18 5459 1) в 1986, Великобритания.

ИСТОРИЯ

Альбом начался с песни, давшей ему название: «Surfer Girl» (Девушка-сёрфер). Это была первая песня, которую сочинил Брайан Уилсон, главный автор Beach Boys. Из его воспоминаний: «До 1961 я не сочинил ни единой песни. Мне было девятнадцать. Однажды я поехал к ларьку за хот-догами и мне пришла в голову эта мелодия. Вернувшись домой, закончил песню, написал к ней мост (переход), разложил гармонии и назвал «Девушка-сёрфер».

На самом деле, мелодия была не оригинальной. Брайан взял за основу песню «When You Wish Upon a Star», с которой начинается, очевидно, его любимый с детства диснеевский мультфильм «Пиноккио». «Сёрфер-девушка» продолжила длинный ряд красивых и безмятежных песенок о сёрфинге, девушках и машинах. Типичная мечтательная тинейджерская баллада о том, как клёво было б нам любить друг друга и вместе сёрфить по волнам. Там есть строка «In my woody I would take you everywhere I go» — «Я б возил тебя повсюду в своей «деревяшечке» — так любовно называли модные в кругу сёрферов машины, отделанные деревянными панелями. 

Группа пыталась записать «Surfer Girl» на первой в их жизни сессии 8 февраля 1962 г. в лос-анджелесской студии World Pacific, когда они ещё назывались The Pendletones. Тогда же была записана «Surfin'», вышедшая их первым синглом на маленьком лейбле Candix, а «Surfer Girl» не получилась — качество игры не соответствовало профессиональным стандартам.

12 июня 1963 была записана уже полноценная версия для альбома и сингла. Эта сессия примечательна тем, что Capitol Records впервые доверила Брайану Уилсону продюсерское кресло и консоль, так что продюсерский путь для него начался именно с «Surfer Girl» — и песни, и альбома. Полученный результат превзошёл ожидания менеджеров Capitol, и они, уже не колеблясь, навсегда отдали продюсерские вожжи в руки Брайану Уилсону, который и выстраивал звучание The Beach Boys.

Хотя Брайан позже предпочитал привлекать опытных сессионных музыкантов, в данном случае песню записывали сами Бич Бойз: Дэвид Маркс и Карл Уилсон на гитарах, Брайан — на басу и Деннис Уилсон — на ударных. Брайан спел главную партию, а Карл, Деннис и Майк Лав — на подпевках. На этой же сессии была записана «Little Deuce Coupe» (Маленькое купе-двушка), она пошла на обратную сторону сингла «Surfer Girl», и это была одна из первых сорокопяток, популярных с обоих сторон: «Купе-двушка» поднялась в Биллборде на 18-е место, а «Девушка-сёрфингистка» стала хитом №7.

Брайану принадлежат первые три песни альбома, все про сёрфинг: «Девушка-сёрфингистка», «Лови волну» и «Сёрфингующая луна». Два номера в альбоме — «The Rocking Surfer» и «Boogie Woodie» — инструментальные. Обе мелодии народные, Брайан только аранжировал их на современный лад. Остальные песни ему помогли написать Майк Лав, Гари Ашер и Роджер Кристиан. 

С Гари Ашером Брайан познакомился в Хоторне (Калифорния), где он жил по соседству с дядей Уилсонов. Ашер играл во множестве калифорнийских групп 1950-х, но в 1960-х снискал больше успеха, сочиняя песни для других. У них с Брайаном Уилсоном вышел неплохой творческий союз, написавший более 10 песен для Beach Boys. В этом альбоме звучит их гипнотически-спокойная баллада «In My Room», попавшая в список «500 лучших песен всех времён» журнала Rolling Stone (под №212), а в 1999 введённая в Зал Славы Грэмми.

Ашер рассказывал позже, что они с Брайаном сочинили её примерно за час, придя домой после игры в бейсбол. «Я играл на басу, Брайан — на органе… Мелодия целиком Брайана. Чувствительность… Эта концепция много значила для него. Было уже за полность, когда мы закончили. Несколько раз к нам заходил Мёрри (отец Брайана Уилсона) и всё хотел выпроводить меня. Но мы позвали Одри (его мать), она сидела, зачёсывала волосы перед сном и слушала новую песню, а потом сказала: «Это самая красивая песня из всех, что вы сочинили.» А Мёрри произнёс только: «Не плохо, Ашер, не плохо.» И это было самое лучшее, что он когда-либо говорил мне.» Биограф Beach Boys Стивен Гейнз подтверждает, сообщая, что Мёрри вечно поносил Эшера и не одобрял дружбу и сотрудничество Гари с его сыном Брайаном.

«In My Room» (В моей комнате) — редкий для ранних Beach Boys выход за пределы их фирменного круга тем «сёрфинг-девочки-машины»:

Есть мир, куда я могу удалиться
И поверять свои тайны
В моей комнате
В моей комнате
В этом мире я отключаю
Все свои страхи и заботы
В моей комнате
В моей комнате
Мечтаю и строю планы
Просыпаюсь и молюсь
Плачу и смеюсь
Я ничего не боюсь
В моей комнате
В моей комнате

Ашер рассказывал: «Брайан всегда говорил, что для него его комната была целым миром», и Брайан подтверждает: «У меня была комната, и я считал её своим царством. Об этом и песня.» А позже, в 1990 году он рассказал историю, связанную с песней «In My Room» :

«Когда Деннис, Карл и я были детьми и жили в Хоторне, мы все спали в одной комнате. Однажды я спел им перед сном «Башню из слоновой кости» (популярная песня 1956 года «Ivory Tower»), и им понравилось. А через пару недель я начал учить их петь её на разные голоса. Это получилось не сразу, но всё же они справились, и мы стали петь эту песню каждую ночь перед сном. Она нас умиротворяла. И когда мы записали «In My Room», там в первом куплете поём Деннис, Карл и я… И мы звучим точь в точь, как звучали тогда в спальне. Эта история обрела для меня ещё больший смысл после смерти Карла.»

Любопытно, что Гари Ашер записал со своей группой Sagittarius свою версию этой песни в 1969 году, и она подымалась в Биллборде на 86-е место. А Beach Boys записали версию на немецком языке — «Ganz allein», текст к которой написала немка, подруга Майка Лав. Этот вариант вошёл в альбом Rarities (1983).

В «Catch a Wave» сестра Майка Лав — Морин сыграла на арфе. Брайан допустил её совсем фрагментарно, но это внесло удивительные звуки в песню. «The Surfer Moon» стала первой песней Beach Boys, где они применили струнную аранжировку. «South Bay Surfer» написана вместе с Аланом Джардином, который вернулся в группу в 1963. Он пел в этом альбоме гармонии, бэк-вокалы и играл на басу, но не попал на обложку.

На обложке с доской для сёрфинга стоят (слева направо): Деннис Уилсон, Дэвид Маркс, Карл Уилсон, Майк Лав и Брайан Уилсон. Фотография сделала на той же фотосессии, что и фото, украшающее обложку дебютного Surfin’ Safari (октябрь 1962). Снимки сделал штатный фотограф Capitol Records Кеннет Видер на пляже Paradise Cove, севернее Малибу. Так вышло, что на обоих альбомах Бич Бойз в одних и тех же синих клетчатых рубашках фирмы Pendleton. Благодаря пластинкам Beach Boys, их окрестили «сёрфборд рубашками», и они до сих пор пользуются большим спросом.

Surfer Girl достиг в 1963 году 7-ой позиции в чартах Billboard 200 Albums, а когда в 1967 был выпущен в Великобритании, подымался там на 13-е место. Агенство Pitchfork поместило Surfer Girl в список «200 лучших альбомов 1960-х».

Спасибо Олдис Голдис.


Добавить комментарий