The B-52’s — The B-52’s

The B-52’s — дебютный альбом одноименный американской группы «новой волны» The B-52’s, вышедший в июле 1979 года на Warner Bros. Records (BSK 3355) в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Island Records — во всех остальных странах. Альбом The B-52’s — один из ярчайших образцов музыки «новой волны» конца 1970-х — начала 1980-х, а сама группа The B-52s (в 2008 они убрали апостроф ‘ из названия) до сих пор остается неподражаемой в своем роде. В Германии альбом вышел под названием Play Loud, потому что в оригинальном издании на желтых ярлыках действительно написано Play loud, что означает: Играть громко.
———————————
Одна из лучших групп «новой волны» The B-52’s — Б52 — образовались, если верить их рассказам, совершенно случайно, встретившись на одной пьянке в одном китайском ресторане города Афины в штате Джорджия. 19-летняя вокалистка Синди Уилсон, ее 23-летний брат гитарист Рикки Уилсон, 28-летняя клавишница и вокалистка Кейт Пирсон, 23-летний ударник и перкуссионист Кит Стриклэнд и величайший в мире игрок на кавбелле и вокалист 25-летний Фред Шнайдер, разгорячившись коктейлем «Пылающий вулкан», вдруг вышли на эстраду ресторана поджемовать экспромтом. Всей этой компании понравилось то, что они наиграли сходу и оказалось, что музыкальные вкусы у них удивительно совпадали. 

Совпадение было не случайным. Афины — студенческий город, вся его достопримечательность в том, что в нем располагается Университет штата Джорджия, а студенты, как известно, народ прогрессивный. На дворе был 1977 год. На мировую сцену не вступил, а буквально вихрем ворвался панк-рок, реанимировавший рок-музыку, начавшую было впадать в старческий маразм стараниями прогрессивных арт-рокеров. Обычно панком принято считать прямолинейные, примитивные, но пышущие драйвом музыкальные схемы Sex PistolsRamones и т.п. Более мелодичные и вообще всякие отклонения от этой схемы стали называть «новой волной». 

The B-52’s имели вообще-то немало отклонений от стандартов рок-музыки. Начиная с отсутствия бас-гитары. Рикки Уилсон создавал на ритм-гитаре упругий узор, удачно переплетавшийся с ударными, так что ритм-секция превосходно обходилась без баса. Его гитара Mosrite была настроена в духе баритона, так что низов в записи вполне хватает. Кейт Пирсон играла на органе нарочито примитивные мелодии «одним пальцем». Вокальные партии были по-детски дурашливые, тексты китчевые и абсурдистские, сценический имидж — театр веселого кривляния, но с невероятно серьезными при этом физиономиями!

Впрочем, все это обрелось не сразу. Сначала после той пьянки группа стала репетировать. На Валентинов день 1977 года они сыграли свой первый, можно сказать, «официальный» концерт. Это тоже была пьянка, просто вечеринка друзей. Название Б-52 взяли от женской прически, популярной в шестидесятых годах, которая в свою очередь получила название от тупого носа американского стратегического бомбардировщика Б-52. Барабанщик Кит Стриклэнд увидел во сне, как какая-то группа играла в фойе отеля и услышал голос, что эта группа называется The B-52’s. С таким сном не поспоришь, и название прижилось. А девушки — Синди Уилсон и Кейт Пирсон — взяли себе на вооружение парики, изображавшие эти винтажные прически-бомбардировщики — их еще называли «ульи«, громоздившиеся большой копной на голове. 

В маленьких Афинах (население около 40 тыс. чел. в те годы) музыкантам особо не разгуляться, и группа стала выступать в ближайшей «столице» — городе Атланта, столице их штата Джорджия. Как они звучали и выглядели в 1978 году можно посмотреть в уникальных видеозаписях, выложенных в YouTube, если набрать в строке поиска: The B-52’s Live at the Downtown Cafe. У музыкантов группы был приятель в Атланте по имени Дэнни Биэрд. Он помог им записать и выпустить первую пластинку. Продюсировать запись Биэрд попросил Брюса Бакстера, гитариста из местной атлантской рок-группы Thermos Greenwood. Бакстер уже с 1973 года имел опыт студийной работы. Его сопродюсером был Кевин Данн — работник (а может и хозяин) атлантской студии Mountain, где они писались.

Вся работа над синглом (запись и сведение) заняла 11 часов студийной работы и обошлась Б-52 в 350 долларов. В него вошли: с одной стороны «Rock Lobster», с другой — «52 Girls». Дэнни Биэрд выпустил сорокопятку частным образом под выдуманным лейблом Boo-Fant Tunes с каталоговым номером DB-52. Неожиданно для всех сорокопятка возымела большой успех, несмотря на полное отсутствие какой-либо рекламной поддержки. Биэрд продал около 20 тыс. экземпляров. «Это была великая запись и великая группа,» — вспоминал позже Биэрд, — «и это сбило меня с толку, я решил, что иметь свою фирму грамзаписи не такое уж трудное дело.» И он создал собственный лейбл DB Records, на котором впоследствии выпустил немало местных атлантских артистов.

А сорокопятка открыла The B-52’s двери в самые модные в то время нью-йоркские клубы Max’s Kansas City и CBGB, на сценах которых процветал американский панк-рок и новая волна. Б-52 нередко садились в семейный вэн Уилсонов и катались в Большое Яблоко и обратно. Дальше — больше. Дэнни Биэрд издал «Рок-лобстера» в Великобритании, причем в двух версиях: одну как в Америке, а вторую — с песней «Running Around» вместо «52 Girls» на второй стороне. «Rock Lobster» имел там огромный успех, разойдясь большим тиражом, без какой-либо раскрутки, исключительно по рекомендации друг другу, так что вскоре The B-52’s выписали в Лондон, и посмотреть на них в Electric Ballroom собрались многие поп-звезды того времени.

Наконец, компания-монстр Warner Bros. Records выпустила сингл с «Рок-лобстером» на пробу в Канаде, и он стал там уже не андерграундным, а национальным хитом №1. Тогда компания подписала с The B-52’s контракт на распространение их музыки в обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии. За Европу, Азию и Великобританию с группой подписалась фирма Island Records, а ее глава и основатель Крис Блекуэлл взялся продюсировать дебютный альбом The B-52’s. Запись делали в студии Блекуэлла Compass Point на Багамских островах.

Если послушать оригинальный сингл, записанный на DB Records, то становится очевидно, что Крис Блекуэлл использовал по сути уже готовое звучание песен «Rock Lobster» и «52 Girls», созданное местными атлантскими звукачами Брюсом Бакстером и Кевином Данном. Блекуэлл перезаписал эти песни в более оснащенной студии. Изданный на Warner Bros. Records уже массовым тиражом и с полноценной раскруткой, «Рок-лобстер» на сей раз попал в чарты и поднялся в Биллборде до 56-го места. В 2004 году журнал Rolling Stone поместил «Rock Lobster» на 146-ое место в списке 500 лучших песен всех времен. 

Текст в песне совершенно бессмысленный, слова подобраны исключительно для ритма и настроения. Это текст из того же разряда, что «Walrus» или «Come Together» Битлз, ковыряться в котором бессмысленно. Кстати о Битлз: песня «Рок-лобстер» сыграла огромную роль в конце жизни Джона Леннона. Услышав ее весной 1980 года, Леннон, после пятилетнего перерыва, загорелся желанием вернуться в студию, в результате чего появился на свет альбом Double Fantasy. Это известный факт, он сам говорил об этом в интервью.

Если говорить о текстах, другая популярная вещь с альбома — «Planet Claire» (Планета Клэр), ставшая второй сорокопяткой The B-52’s, передала увлечение участников группы научной фантастикой. Впрочем, и тут не обошлось без присущего им юмора:

Она пришла с планеты Клэр
Я знаю, она — оттуда
Она вела Плимут Сателлит
Быстрей, чем скорость света

На планете Клэр розовый воздух
Все деревья — красные
Никто не умирает там
Ни у кого нет головы

Некоторые говорят, что она — с Марса
или с одной из тех семи звезд,
Что сияют после 3:30 утра
НО НЕТ!

Она пришла с планеты Клэр
Она пришла с планеты Клэр
Она пришла с планеты Клэр

Эту фразу Фред Шнайдер произносит таким трагически многозначительным голосом, как будто скоро всем придет конец, оттого что «она пришла с планеты Клэр«. И в этом вся прелесть Б-52. Они дурачат народ, дурачатся сами. Надо еще видеть, как они дергались и отплясывали на сцене. Ничего подобного никто не делал ни до Б-52, ни после Б-52.

Еще более идиотский текст в песне «52 Girls» (52 девчонки), которую поют только девушки, без участия Фреда. Упругая гитарная подкладка и барабаны, ей под стать, создают драйвовую основу для бесшабашного девичьего дуэта:

Эффи, Мадж, Бэйбл и Бидди
Встретишь их на пляже
или в Нью-Йорк Сити
Тина, Луиза, Хэйзел и Мэвис
Разве можно назвать их всех поименно
Разве можно назвать их всех по именам

Уанда, Джанет, Ронни и Реба-о-о-о
Это — девушки США
Основные девушки США
Разве можно назвать их всех поименно
Разве можно назвать их всех по именам

О-о-о Кейт, Кейт и Синди, Кристал и Кэнди,
Мерседес и Джоан, Бетти и Бренда,
Сьюзи и Анита, Фиоба и Джек Джекки-о
Это — девушки США
Основные девушки США
Разве можно назвать их всех поименно
Разве можно назвать их всех по именам

«Dance This Mess Around» — песня Синди Уилсон, написанная в соавторстве с Фредом, и она начинает ее с простейшего сюжета, изображая обиженную девчонку, покинутую своим парнем. Это китч, возведенный в высшую степень. Это рок, издевающийся над поп-музыкой. Это панк-рок, издевающийся над рок-музыкой. И в то же время Синди потрясающе правдоподобно изображает настоящую девчонку, бьющуюся в истерике от того, что ее парень, больше не замечая ее, танцует с другими:

Почему ты не танцуешь со мной?
Я — не лимбургер
Почему ты не танцуешь со мной?
Я — не лимбургер
[имеется в виду сыр лимбургер]

Это надо видеть! Роберт Плант «отдыхает» со своими стенаниями. В рок-музыке трудно найти такого близкого приближения к реальности. Наберите в YouTube: B-52’s Dance This Mess Around — видеозапись 1978-го, а еще лучше 1980 года, только не позже. Позже Б-52, к сожалению, утратили свой авангардистский идиотизм (в лучшем смысле этого слова), стали попсовыми, не такими дурацкими, не такими искренними, не такими легкими на подъем — обычная судьба большинства артистов, добившихся успеха. 

Альбом The B-52’s поднимался в свое время на 59-ую строчку хит-парада Биллборда, на 22-ую в британском хит-параде. С годами его значимость только возросла в цене. Музыкальный телеканал VH1, например, в 2003 году назвал The B-52’s 99-ым в списке 100 лучших альбомов всех времен. Как мы уже говорили, «старик Джон Леннон их заметил и, в гроб сходя, благословил.» Журнал Rolling Stone в 2003 году поместил The B-52’s на 152-ое место в списке 500 лучших альбомов всех времен, а книга Альманах альтернативной музыки (автор Алан Кросс, 1995) назвала альбом девятым в списке 10 классических альтернативных альбомов. Ну и естественно, The B-52’s — один из 1001 альбомов, которые стоит послушать, пока не умер.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий