Wild Planet (Дикая планета) — второй альбом американской группы «новой волны» The B-52’s, вышедший в августе 1980 года на Warner Bros. Records в Америке, на Island Records — в Европе.
———————————
Пара номеров в этом альбоме — «Runnin’ Around» и «Devil In My Car» — ранние песни Б-52, которые группа исполняла на концертах ещё в 1977-1978 годах задолго до записи дебютного альбома. «Runnin’ Around» (Бегаю повсюду) — «Бегаю, бегаю повсюду, ищу свою малышку…/Её нет нигде/ни в ресторанах, ни в магазинах», где попадается хорошая метафора «Преследую радугу в грязи»… «Quiche Lorraine» (Киш Лоррейн) — это имя пуделя, про которого, точнее про которую поёт Фред.
Главное отличие Wild Planet наверное в том, что он не такой целиком весёлый и бесшабашный как первый альбом. Взять к примеру песню «Devil In My Car» — то есть «У меня в машине дьявол». Героиня песни мчится в своём старом «Шевроле», запертая дьяволом. Его «раздвоенное копыто давит на газ», она кричит «Помогите!» но никто её не слышит, дьявол за рулём, она сидит на его хвосте, он несётся, снося всё на своём пути, уже мимо трассы, всё вокруг дышит огнём. Он везёт её прямо в ад. Здесь звучит уже та самая «новая волна», что к концу 1980-х деградировала в депрессивную агрессию в лице «Нирваны» и прочих…
Такая же депрессивная вещь — «Give Me Back My Man» (Верните мне моего мужчину). Наберите в YouTube и посмотрите её на концерте. Бедолага Фред стоит всю дорогу как окаменевший, пока песню исполняет Синди Уилсон. Хорошо что время от времени они пускаются в свой дурацкий пляс, это хоть как-то разряжает ситуацию, а то немного занудно слушать, как героиня песни собирается утонуть, пока ей не вернут её мужчину… Впрочем, любителей депресняка хватает, и эта сторона альбома сделана великолепно. Но есть в «Дикой планете» и весёлая сторона, за которую и полюбились Б-52.
Лучшая вещь альбома и один из бессмертных шедевров The B-52’s — «Private Idaho» (Личный Айдахо). Айдахо, как известно, это штат в США. С юмором в лучших традициях Даниила Хармса (вряд ли они слышали о таком, но идеи, как известно, витают в воздухе), Б-52 накручивают такую ситуацию:
Ты живёшь в своём личном Айдахо
Ты живёшь в своём личном Айдахо
В подполье как дикая картошка
Не выходи во двор
Остерегайся бассейна
Голубого бездонного бассейна.
Это приведёт тебя
прямо сквозь калитку,
которая открывается в бассейне…
Держись подальше от этой дорожки
Держись подальше от этой калитки
Берегись знаков, которые говорят: «Скрытые дороги»
Не позволяй этой хлорке в глазах
Ослеплять тебя до страшного изумления
Это ждёт тебя там —
на дне этого бездонного
голубого голубого голубого бассейна.
Ты живёшь в своём частном Айдахо
Ты выходишь из-под контроля, реки — из берегов,
ты падаешь в воду и вниз — в Айдахо.
Беги из этого штата,
Беги из состояния, в котором ты сейчас*.
Тебе лучше быть начеку…
Держись подальше от этого дворика
Держись подальше от этой дорожки
Эта лужайка может быть и зелёная,
Но лучше б тебя не видели,
как ты идёшь через эту калитку,
что ведёт тебя вниз, вниз к бассейну,
наполненному опасностью
Это бассейн, полный незнакомцев.
А ты живёшь в своём личном Айдахо,
куда б податься в штат* получше, чем этот?
Не ослепляйся до большого изумления,
плавая вокруг до около,
как смертельная рука часов с радием**
на дне этого бассейна.
Ай-ай-айдахо!
Ай-ай-айдахо!
Уау-ауа-уау
Вали из этого штата!*
Вали из этого штата!*
Ты живёшь в своём частном Айдахо,
живёшь в своём частном Айдахо.
(* Здесь каламбур, построенный на том, что слово «state» в английском означает и «штат» и «состояние». В обоих строках употребляется слово «state».
** Часы с радием — не только сюрреалистическая метафора. В 1920-х годах в США были в моде часы с радием на циферблате для того, чтоб он светился в темноте. Женщины, которые наносили радий на циферблат, чтобы утончить кончик кисточки, время от времени смачивали её языком. Эти часики, естественно, привели к распространению раковых заболеваний, так что в 1928 году ввели закон, согласно которому этих ремесленниц стали сажать за это дело.)
В «Private Idaho» Фред в лучшей форме — накручивает настоящую паранойю, ему иногда вторит суровым голосом Кейт, Рикки накручивает свои фирменные упругие и лаконичные риффы, девчонки Синди и Кейт в конце создают голосовую гармонию, от которой мурашки по коже. В итоге, весь вышеописанный словесный бред, умело нагнетаемый музыкальными средствами, постепенно обретает некий метафизический смысл. В этом и есть фирменная фишка Б-52, начатая в «Рок-лобстере»: нагнетать вселенскую тревогу и безотчётный драйв с помощью безсвязного (казалось бы) текста и безстрастного (казалось бы) пения.
Причём здесь штат Айдахо? Когда этот вопрос задала Фреду Шнайдеру ведущая газета этого штата Idaho Statesman, он сказал, что сначала была похоже звучащая фраза «Private Eye» (Частный глаз). «Глаз» переиграли в «Айдахо», потому что за Айдахо закрепилась репутация такого чокнутого, эксцентричного штата: «Айдахо представляет для всех нас загадку. Я знаю, что это прекрасный штат, но я также знаю, что в нём полно безумных консерваторов и тому подобных вещей… Но эта песня совсем о другом, это не какое-то высмеивание Айдахо.»
Другая песня альбома — «Party Out of Bounds» — «Закрытая вечеринка» — дала название радиопередаче, которую Фред Шнайдер вёл в 2000-х годах. Он крутил танцевальную музыку эпохи новой волны, а также всякие ремиксы и раритеты, перемежая музыку своим юмором и анекдотами. Кстати, о Хармсе. Когда Шнайдера спросили о его поэтических и текстовых вдохновениях, он прежде всего назвал дадаистов, сюрреализм, основоположника т.н. «поэзии безсмыслицы» Эдварда Лира, а также Джона Леннона, который был большим поклонником Лира.
Две заключительные вещи Wild Planet продолжают замечательные традиции творческого идиотизма, заложенные в дебютном альбоме The B-52’s. «Strobe Light» (Стробоскопический свет) исполняют в ролях: Фред — мужского персонажа, Кейт и Синди — его подругу. Они поют о том, как здорово заниматься любовью при вспышках стробоскопа:
Пульсирующий свет проникает мне в голову!
Я вижу всё в красном цвете!
Малышка, когда я целую твои волосы,
Я чувствую электричество в воздухе.
Ещё забавнее звучит «53 Miles West of Venus». Это отличный готовый саундтрек к какому-нибудь фильму (удивительно, что нигде вроде ещё неиспользованный), в основном инструментальный, где единственными словами является его название — «53 мили к западу от Венеры», пропеваемое девушками Б-52 на разные лады на фоне интересного гитарного риффа Рикки, который иногда замысловато выбивается из такта. Возможно, именно там, в 53 милях на запад от Венеры находится «Дикая планета«, в честь которой назван этот альбом.
Говорят, дискография The B-52’s — это постепенная деградация от дебютного альбома, но Wild Planet ещё не далеко от него ушёл и несомненно рекомендуется всем любителям «новой волны» и Б-52 в частности.