David Bowie — David Bowie

David Bowie — второй альбом английского музыканта Дэвида Боуи, вышедший 4 ноября 1969 года в Англии на Philips Records (SBL 7912). 

ВИНИЛОВЫЕ ПЕРВОИЗДАНИЯ

14 ноября 1969 альбом вышел в США на Mercury Records (SR 61246) с немного видоизменённой обложкой. Его подзаголовок Man of Words/Man of Music был воспринят как название, которое сохранили и при последующих переизданиях. 

В том же ноябре 1969 David Bowie вышел в Голландии аналогичным английскому издании (Philips ‎SBL 7912) только с синими ярлыками. Это издание ценится не дешевле английского, но оно ещё реже встречается. Столь же редки новозеландская (Philips BY 852146) и австралийская (Philips ‎PDS 339) печатки.

Так же дорого ценятся издания David Bowie 1970 года: ЮАР (PST 5148, 852 146 Y), Испания (58 52 146), Италия (852 146 BY/P) и второе американское издание на Mercury с тем же номером, но немного видоизменёнными ярлыками (добавился знак ® к каждому логотипу Mercury). 

В американских печатках Man of Words/Man of Music 1969 и 1970 отсутствует скрытая между 2-м и 3-м треками песня (длящаяся 0:39), которую позже (в 1990 г.) назвали «Don’t Sit Down». В британском прессе эта песня встроена перед началом третьего номера «Letter to Hermione«.

НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ В КОСМОСЕ

Боуи решил назвать второй альбом аналогично первому — просто David Bowie, возможно потому что дебютировал здесь совсем в другом жанре. Если первый альбом David Bowie дышал музыкой кабаре с примесью авангарда, то во втором David Bowie наметился резкий переход в область фолк и хиппи-рока.

Главной песней стала «Space Oddity«, написанная под вдохновением от фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001» (1968). Фильм обрёл невероятную популярность у хиппи, когда среди них прошла молва, что его финальные сцены с висящими в невесомости космонавтами в фантастическом окружении «клёво смотрятся под кайфом». Вот почему во всех лондонских кинотеатрах кинопоказы «Одиссеи 2001» сопровождались запахом марихуаны.

Боуи обыграл название «Space Odyssey» (произносится «Спэйс Одисси») на «Space Oddity» («Спэйс Оддити») — «Космическая странность» или «Происшествие в космосе«. Герой песни майор Том тоже «летал» явно не только в невесомости, на что намекает строка из текста «И я тут летаю самым необычным образом» — фраза наверняка часто цитировалась по тем времена вечно хихикающими от травы хиппи. Как-то раз Дэвид поехал в короткое турне с Марком Боланом (тоже ещё не звездой в то время) и прокрутил ему демозапись «Space Oddity«. «Она будет хитом, Дэйви», — сказал ему Болан.

Однако ни Боуи, ни тогдашний его менеджер Кеннет Питт не замечали хитового потенциала в этой песне, а Тони Висконти — друг, музыкант и основной продюсер по жизни Дэвида Боуи — даже отказался продюсировать эту вещь: «По-моему, это было ошибочно, что он писал песни в слишком разных стилях. И когда он пришёл ко мне со «Space Oddity», я её просто возненавидел.» 

Песня действительно сильно не вязалась с миром хиппи, фестивалей, андеграунда, в котором вращался в то время Дэвид Боуи.  Висконти считал «Space Oddity» дешёвой конъюнктурой, расчитанной сыграть на намечаемой  накануне высадкой корабля Аполлон-11 на Луне. И действительно, менеджеры Mercury Records, фирмы-издателя Боуи на тот момент, приурочили выпуск сингла на 11 июля 1969, то есть за несколько дней до прилунения астронавтов. Космическая тема тогда была у всех на слуху и на устах.

Висконти предложил продюсировать запись «Space Oddity» своему другу Гасу Даджену, который уже работал с Боуи звукоинженером на его дебютном LP David Bowie (1967). Даджен, послушав демозапись, сказал Висконти: «Да ты рехнулся, чувак! Отказываешься записывать такую убойную вещь.» И записал её сам, привлекши к записи имевшихся под рукой сессионных музыкантов: будущую звезду будущей группы Yes Рика Уэйкмана (на меллотроне) и группу тогдашней поддержки Боуи Junior’s Eyes: Мик Уэйн (гитара), Херби Флауэрс (бас) и Терри Кокс (ударные). 

Каждый получил за эту работу по 9 фунтов стерлингов — это минималка, которую требовал музыкальный профсоюз. Столько же получил каждый из участников оркестра, записанного под руководством Пола Бакмастера. Тони Висконти сыграл на флейте и каких-то деревянных духовых. Он был на зарплате у Mercury Records как продюсер.

Сам Боуи, помимо гитары, сыграл здесь на стилофоне — довольно забавном электронном инструменте, клавиши которого представляли собой резисторы, на которых играли стилом, специальной контактной палочкой. Стилофоны продавались преимущественно как детские игрушки, но Боуи стал первым, кто применил его из профессиональных музыкантов.

Несмотря на все ухищрения Mercury Records, «Space Oddity» не стала сразу хитом. Не помогло и то, что друзья Дэвида Боуи прокрутили её на полной мощности перед началом легендарного бесплатного концерта Rolling Stones в Гайд-парке 5 июля 1969 перед толпой в 250 тыс. человек. 

В одной из биографий Боуи — от Джорджа Тремлетта, рассказывается, как БиБиСи включила «Space Oddity» в репортаже о высадке американцев на Луне, и расстроганный Боуи наблюдал этот момент по телевизору. Ничего подобного не было. БиБиСи включила сингл в ротацию только по возвращении экипажа Аполлона-11 на Землю. Это имело свой резон, ибо в песне космическая миссия завершалась не настолько удачно, чтоб служить аккомпанементом реальному событию.

Сингл медленно, но верно поднялся в Британии на 5-е место (в Штатах только на 124-е), и Mercury Records дала отмашку Боуи под продюсерством Висконти писать следующие песни для альбома. 

АЛЬБОМ

На запись этого альбома David Bowie ушло шесть недель. В записи участвовали музыканты, которые работали с Боуи в последующие годы. Это были, помимо упомянутых выше: гитарист Тим Ренвик, ударник Джон Кембридж. David Bowie стал первой работой Тони Висконти как продюсера Дэвида Боуи. Он спродюсировал впоследствии ещё 12 его альбомов, включая предсмертный Blackstar (2016).

Вот как отзывался о песнях альбома David Bowie сам Боуи в то время:

«Это лучшее, что я когда-либо сделал, — подчеркнул Боуи. — Некоторыми вещами я по-настоящему горжусь. „The Wild Eyed Boy from Freecloud” *Парень с дикими глазами из свободного облака) — одна из лучших. В ней поётся о парне, влюблённом в гору, на которой он живет. Люди из деревни считают его сумасшедшим, хотят убить, повесить, но гора защищает его и уничтожает эту деревню. К сожалению, никто не обратил внимания на эту вещь, потому что она вышла на обороте сингла „Space Oddity”… Кстати, мы перезаписали „Space Oddity”. Теперь она немного длиннее и в стерео; мне эта версия нравится больше.

Боуи подтвердил, что „Letter to Hermione” (Письмо Гермионе) и „An Occasional Dream” (Случайная мечта) посвящены Гермионе Фартингейл, его подруге до знакомства с Энджи Барнетт. Гермиона, изящная танцовщица, высокая, стройная, артистичная под стать Дэвиду, покинула его, предпочтя другого.

«Я был в ужасно мрачном настроении, в депрессии. Написал ей письмо, но так и не отправил его. В этой песне я выразил то, что хотел бы ей сказать. Я любил её, и прошли месяцы, прежде чем я смог от этого освободиться. Она ведь меня бросила, поэтому было особенно больно — это чувство, когда тебе дают пинка… 

„God Knows I’m Good” (Бог знает, я хорошая) похожа, скорее, на мои прежние песни. В ней речь идет о воровке, которую застукали в магазине, а она не может в это поверить. 

„Memory of a Free Festival” (Воспоминание о свободном фестивале) — типично мой новый стиль, меня вдохновил на неё августовский фестиваль в Бекенгэме. Это было важное событие, хотя в тот день я, кажется, совсем этого не чувствовал: у меня в голове вертелись другие вещи».

„Unwashed and Somewhat Slightly Dazed” (Немытый и слегка приплющенный) передаёт переживания Боуи смерти его отца. Это событие, кстати, было одним из факторов, повлиявших на его смену стиля. Дэвид рассказывал, что несколько недель после смерти отца были очень трудными. Он не мылся, не брился, по несколько дней таскал одну и ту же одежду. 

„Cygnet Committee” (Комитет неоперившихся лебедей) Боуи считал лучшей песней из всех, что он записал для этого альбома. Он бы с удовольствием выпустил её на сингле, но она была для этого слишком длинной при своих девяти с половиной минутах. Никакое радио не взялось бы её крутить в эфире. «Это песня, которой я действительно хотел сказать нечто важное. Это — мое заявление движению хиппи. Мы так хорошо начинали, а потом всё пошло насмарку, потому что хиппи, как и все прочие, стали материалистическими и корыстными».

Альбом David Bowie, выйдя в свет в 1969 году 4 ноября в Британии, 14 ноября — в США, провалился в продажах. Публика ожидала нечто подобное открывавшему его хиту «Space Oddity«, однако остальной материал альбома сильно отличался и не имел успеха. David Bowie не смог попасть в чарты ни у себя на родине, ни за океаном.

Только переизданный в 1972 году под названием Space Oddity, на гребне волны огромного успеха Боуи с его образом Зигги Стардаста (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (июнь 1972)), этот альбом поднялся на 17-е место в Британии и 16-е в США. С тех пор коллекционеры винила стали гоняться за изданием David Bowie, а оно, год от года, стало расти в цене. Некоторые чистые экземпляры уходили на ebay за 7000 с лишним фунтов стерлингов. NM экземпляры встречаются очень редко, они давно осели в понимающих им цену руках. На рынке же обычно имеется в продаже буквально несколько экземпляров на весь мир, и даже в попиленном состоянии они стоят сотни фунтов.

Добавить комментарий