Сегодня мы расскажем о втором студийном альбоме Up Above Our Heads британской группы Clouds, релиз которого состоялся в 1970 году. И прежде чем мы перейдем к обзору пластинки, вы узнаете интересную предысторию коллектива и область его влияния на развитие жанра прогрессивного рока.
В начале 1964 года на просторах шотландского города Глазго родился неприметный квинтет под названием The Premiers, в котором начали свой творческий путь вокалист Ян Эллис и барабанщик Гарри Хьюз. Чуть позже музыканты решили для усиления звучания добавить и орган, для этих целей был приглашен клавишник Билли Ричи.
С протекции джазового музыканта Сирила Стэплтона, секстет отправился в Лондон, где предпринял попытки записи демо-синглы, но затея не увенчалась успехом и трое участников покинули The Premiers, оставив Яна Эллиса, Гарри Хьюза и Билли Ричи втроем.
Но парни не отчаялись и решили двинуться в новом музыкальном направлении, сменив заодно и название на “1-2-3”. Их звучание сильно отличалось от раних наработок, да и вообще от любой другой группы того времени. После небольшого успеха на шотландской рок-сцене, музыканты решили второй раз испытать удачу и отправились в Лондон, где надеялись, что их своеобразная музыка сможет привлечь внимание слушателей. Аудитория прохладно отнеслась к творчеству коллектива, да и просто не понимала, что это за группа без гитариста.
Но благодаря выступлениям в качестве хедлайнеров в культовом клубе Marquee, который к тому времени стал центром музыкальной жизни Лондона, “1-2-3” быстро получили уважение среди слушателей и многих на сегодняшний день легендарных исполнителей. На их концерте присутствовали будущие иконы прог-рока, такие как Рик Уэйкман и Кит Эмерсон, а пресса описывала выступления группы, как уникальное и новаторское.
Также на их концерте побывал и легендарный Дэвид Боуи, которогоБилли Ричи познакомил с Джими Хендриксом. В интервью для Record Mirror в 1967 году, Боуи сказал (наше понимание его слов):
«Они были тремя детьми с уникальным звучанием из мощной смеси блюза, классики, поп-рока и скэт-джаза, завернутую в аранжировки, которые не поддавались категоризации. Они имели наглость столкнуться с толпой самоуверенных хиппи, где чувствовать себя на высоте».
Во время выступлений в клубе, их заприметил управляющий компанией NEMS, знаменитый менеджер группы The Beatles Брайан Эпштейн. К сожалению, последнии два года Брайан страдал бессонницей и часто принимал снотворное, в августе 1967 года его не стало. После смерти Брайана, делами группы стал заведовать его приемник Роберт Стигвуд, он к тому времени подписал контракт с Bee Gees и был озабочен ими.
Это стало началом конца сотрудничества лейбла с группой “1-2-3”. Парни продолжили играть в местном клубе Circuit, где на них обратил внимание менеджер Терри Эллис. Благодаря ему коллектив был подписан на новый лейбл и сменил название на Clouds.
Группа подписала контракт с Агентством Эллиса Райта, которое было сформировано в 1967 году в маленькой квартире западного Лондона бывшими университетскими секретарями: 22 летним Крисом Райтом и 23 летним Терри Эллисом. В дальнейшем эта организация выросла и превратилась в известный лейбл Chrysalis.
Группа Clouds получила хорошую поддержку и поехала в мировое турне, выступая на многих известных площадках. В конце 1969 года Clouds отправились в студию для записи своей второй пластинки под названиемUp Above Our Heads. Продюсером выступил Терри Эллис, который уже успел поработать над первыми двумя альбомами Jethro Tull.
Но несмотря на некоторый первоначальный успех группы, фирма Chrysalis всё больше сосредоточивала своё внимание на Jethro Tull, а импульс, который начался с “1-2-3”, постепенно терялся. Хотя более поздняя инкарнация, Clouds, всё ещё была интересной, но теперь она уже была частью мейнстрима. Что неминуемо привело к распаду коллектива в октябре 1971 года, который не сумел найти нишу на переполненной прогрессивной рок-сцене.
Об альбоме
Up Above Our Heads — второй студийный альбом британской прогрессив-рок группы Clouds. Был выпущен в 1970 году на лейбле Deram в Великобритании.
На лонгплее Up Above Over Heads записано восемь прекрасных композиций, в диапазоне от прогрессива до поп-джаз-рока и от психоделии до ритм-н-блюза, на японском переиздании 2017 года добавлено ещё три бонус-трека.
Альбом открывается драйвовой арт-рок песней “Imagine Me” с красивой мелодией, мощными вокалами, атакующими партиями электрооргана и солирующим пианино.
Далее идёт почти 14-минутная пьеса “Sing, Sing, Sing”, состоящая из нескольких частей, в которой можно обнаружить свинг, академическую музыку, джаз и прог-рок.
В композиции “Take Me To Your Leader” группа звучит предельно слажено и вдохновенно, и периодически заходит на территорию оркестровой музыки и поп-рока, исполняя в тоже время полуавангардный прогрессив.
“The Carpenter” — здесь основная роль отводится солирующему электрооргану и синкопированным партиям бас-гитары. Cloudsисполняют достаточно необычную, эклектичную и новаторскую музыку, для которой впоследствии был придуман термин “прото-прог”.
“Old Man” — группа играет роскошный ритм-н-блюз с чеканной ритм-секцией, губной гармоникой и прилипчивой мелодией. Это по-настоящему британская музыка, со всеми сопутствующими фишками и неожиданными моментами.
“Big Noise From Winnetka” — композиция начинается как классический поп-рок, вскоре кардинально меняя своё направление, уходя в джаз-рок, а затем и в авангардные структуры.
“In The Mine” — трек с интересной реверберацией, представляющий из себя психоделический рок с партиями трубы.
Пластинка завершается грандиозной семиминутной композицией “Waiter, There’s Something In My Soup” с роскошными партиями духовых и завораживающим Хаммондом. Здесь немного битловская мелодия и ощущение какого-то сюрреалистического праздника, смешанного с необычным текстом и духоподъёмной мелодией.
В бонусах представлено ещё три трека, среди которых стоит отметить студийный outtake “The World Is A Madhouse”, очень похожий на лучшие творения культовой американской группы The Doors. И это едва ли не лучшая композиция в репертуаре Clouds.
Британцы Clouds записали гениальный альбом, который до сих пор так и не услышали многие любители рок-музыки. И лонгплей Up Above Our Heads можно смело рекомендовать поклонникам классического прогрессивного рока, ценителям необычных звуковых экспериментов, а также тем, кто интересуется потерянными и малоизвестными рок-группами. Обратите внимание на этот релиз!