Boston — Third Stage

«Третья стадия» —  третий альбом американской рок-группы Boston, выпущенный в сентябре 1986 года компанией MCA Records, с задержкой на восемь лет после второго альбома. На внутреннем развороте конверта альбом имеет подзаголовок: «Рассказ о путешествии в Третью Стадию жизни«. Из первоначального состава группы Third Stage записывали только основатель и душа проекта «ученый-гитарист» Том Шольц и вокалист Брэдли Делп, хотя в титрах альбома и указываются прежние участники.

Несмотря на успех второго альбома Don’t Look Back, Шольц был очень неудовлетворен результатами работы, которую издающая компания Epic не дала ему довести до его собственных технических стандартов. И он решительно настроился записывать третий альбом ровно столько, сколько потребуется на это времени, не отходя  ни на йоту от своих высоких требований. Поначалу много времени забирал процесс переоснащения студии Шольца Hideaway по последнему слову техники, а также разборки с менеджером группы Полом Ахерном. Ахерн подал в суд, требуя себе проценты от авторских гонораров Шольца, согласно подписанному ими в 1976 году соглашению на пять лет.

Когда эта тяжба затянулась и Boston было не до игры, Шольц предложил музыкантам группы чувствовать себя свободными в участии в любых других музыкальных проектах. Гитарист Барри Годро записал сольный альбом с участием членов группы Boston — вокалиста Делпа и барабанщика Сиба Хашиана и с помощью одного инженера и продюссера, знакомого со студийными методами Шольца. Альбом вышел в 1980 году под названием Barry Goudreau, одна вещь с него — Dreams имела небольшой успех в американских чартах. С альбомом возникла проблема, когда CBS начала рекламировать его как «несущий фирменное гитарное звучание Boston». Шольц, кропотливыми трудами которого было создано знаменитое звучание, выразил протест такой рекламе, но вскоре это стало неактуально, поскольку Epic потеряла интерес к альбому и перестала его продвигать. В итоге, в 1981 году Годро ушел из группы и организовал свою собственную под названием Orion the Hunter. Вокалист Делп спел и написал несколько песен для его дебютного альбома, но потом вернулся в Boston, где стал участвовать в записи третьего альбома.

Запись альбома сильно сдерживала компания CBS, филиал которой — Epic — издавал Boston. В 1982 году, не получив к реализации очередной готовый альбом, CBS прекратила выплачивать Шольцу авторские от продажи первого и второго альбомов, а в 1983 году и вовсе перешла в наступление, возбудив судебный процесс с иском на 20 миллионов долларов против Шольца и всех участников Boston за неисполнение обязательств контракта по выпуску альбомов. Шольц выдвинул встречный иск против компании за невыплату ему авторских гонораров. Так они провели в тяжбе всю первую половину 1980-х, пока записывался Third Stage. Одно время CBS выигрывала, и суд запретил Шольцу выпускать музыку под именем Boston. Однако адвокаты Шольца выиграли дело, и он ушел вместе с группой к другому лейблу — MCA Records, который и издал наконец, этот альбом.

Первая песня — «Amanda» — написанная еще в 1980-м, стала хитом №1, как впрочем и сам альбом, причем Third Stage продержался на вершине списка Billboard 200 целых четыре недели. Выпущенный кроме винила на компакт-дисках, он стал первым альбомом в CD-формате, сертифицированным золотым (500 тыс. экз.). Таким же золотым он стал и в виниловом формате. 

В Third Stage Boston использовали сэмплы электронных барабанов. В альбоме впервые появились песни, написанные ни Шольцом, ни Делпом. На барабанах играл Джим Масдеа — самый первый ударник Boston, записывавшийся еще на болванках демозаписи первого альбома. В Third Stage Шольц впервые применил свое изобретение — гитарный усилитель Rockman.

Известно, что Том Шольц, по окончании Массачуссетского технологического института, работал в корпорации Polaroid старшим инженером-разработчиком новой продукции. Как инженер, Шольц не обошелся без изобретений и в собственной домашней лаборатории. Когда Sony выпустила в начале 1980-х свой портативный плеер Walkman, Шольцу понравилась идея. Walkman позволял слушать любимую музыку на полной громкости, никому при этом не мешая. Шольц решил создать нечто подобное, удобное и портативное для рок-гитаристов, чтобы можно было играть на гитаре на полной громкости, никому при этом не мешая.  

Так появился на свет гитарный усилитель Rockman с подписью Тома Шольца. Rockman содержит четыре «примочки» — компрессию, дисторшн, стереохорус и эхо, а также стереовход для дополнительного аудиоисточника, чтобы можно было включить музыку, под которую играть на гитаре. Дисторшн и чистый звук в Рокмане очень похож на уникальное звучание группы Boston. Высокое соотношение сигнал-шум позволяет использовать Rockman в профессиональных студиях и на сцене. Кроме самого Шольца, Рокманом пользовались многие гитаристы из таких групп, как Rush, Def Leppard, ZZ Top, Megadeth, Journey, Buckethead и др.

Шольц рекламирует свой Rockman на конверте альбома Third Stage. Например, в комментарии к песне «A New World» он пишет: «Это не скрипки, это — элетрогитары, пропущенные через Rockman.» В другом месте он пишет: «Много ли Вы найдете студий, войдя в которую Вы обнаружите гитариста, который правой ногой бьет по кнопкам магнитофона, извергая при этом мощные аккорды из усилителя размером с бутерброд?» 

Любопытно, как Шольц описал процесс записи на внутреннем конверте альбома:

СТУДИЙНАЯ РАБОТА ГУМАНОИДОВ
«Третья Стадия» — целиком аналоговая запись. Чтобы минимизировать износ пленки, мы записывали базовые треки на одну 24-канальную пленку, а вокалы и гитарные соло — на другую. Когда пришло время синхронизировать эти две пленки, высокотехнологичный робот-синхронизатор оказался полным хламом. Его успешно заменил гуманоид инженер с длинными руками, сидевший часами между двумя 24-дорожечными магнитофонами M-79 и прижимавший пальцем пленку на одном из них, чтобы сравнять скорость движения пленок.

Вообще, Шольц оставил много интересных комментариев на конверте альбома, по поводу песен, их исполнителей, оборудования и методов записи. Среди многочисленных благодарностей разным людям и участникам записи, упоминается Don Engel, «вырвавший нас из когтей тех, кто любит деньги больше, чем музыку«. Это  — Дональд Энгель, взявший на себя всю «грязную работу» и представлявший Шольца в судах. Однажды, Том Шольц высказался откровенно, что «музыкальный бизнес мог бы стать хорошим делом, если бы управлялся не наркоманами и бизнесменами.» Кстати, после семилетней тяжбы, Шольц выиграл дело: суд не признал за ним нарушений контракта и заставил CBS выплатить задержанные авторские плюс возмещение судебных издержек Шольца.

На конверте также упоминается, что Шольц, Делп и другие музыканты Бостона — вегетарианцы. Начиная с тех пор, Шольц принимает активное участие во всевозможных благотворительных организациях по защите природы и животных, а с 2000-х годов благотворительность и участие во всевозможных фондах защиты детей, природы и животных становится основной его деятельностью в жизни.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий