Blue Öyster Cult ‎– Blue Öyster Cult

Blue Öyster Cult — дебютный альбом американской рок-группы из Нью-Йорка Blue Öyster Cult, вышедший в январе 1972 года на Columbia Records в США и Канаде, на CBS Records в Англии, Голландии, Испании.

Blue Öyster Cult — дебютный альбом американской рок-группы из Нью-Йорка Blue Öyster Cult, вышедший в январе 1972 года на Columbia Records в США (PC/KC/C 31063) и Канаде (WKC/KC/C 31063), на CBS Records в Англии, Голландии (S 64904), Испании (LSP 982 377-1).

КУЛЬТ ГОЛУБОЙ УСТРИЦЫ

Едва имя Blue Öyster Cult появилось на американской сцене, оно принесло в себе тайну как для обожающих группу фанов, так и для их обеспокоенных родителей. Тайна заключалась прежде всего в слове «Культ». Это слово вызывало страх у родителей и возбуждало любопытство у их детей. Те и другие были озадачены, что же такое «Культ голубой устрицы«, и в чём его зло. Может их песни содержат в себе какие-то чары? Может они способны запудрить мозги подростков или того хуже — подтолкнуть их ко вступлению во всякие зловредные организации? В любом случае, тексты песен были странные и страшные, а музыка громкая и сюрреалистическая. Главный вокалист Эрик Блум выступал в зеркальных очках, одетый в чёрную кожу, и пускал в зрителей лазерные лучи, исходящие прямо с его кончиков пальцев.

На самом деле, за легендой и домыслами о «Культе голубой устрицы» крылась, как это обычно бывает, простая действительность. Blue Öyster Cult не был кровожадным немецким культом, пользующимся галюциногенными наркотиками, похищающим детей и приносящим в жертву девственниц в день зимнего солнцестояния. Blue Öyster Cult были пять музыкантов с Лонг Айленда (штат Нью-Йорк) и два музыкальных критика из журнала Crawdaddy! Эти два критика и создали легенду под названием «Культ голубой устрицы«. Сэнди Пёрлман был менеджером, поэтом и главным визионером группы, а писатель Ричард Мельцер был автором многих текстов, захватывавших умы и вызывавших смущение среди фанов.

Главной идеей было создать нечто типа научно-фантастической версии группы Kiss, только более одарённой в музыкальном плане. Blue Öyster Cult также часто называют «группой хэви-металла для думающих людей» или «американским ответом на Black Sabbath».

SOFT WHITE UNDERBELLY

История группы Blue Öyster Cult начинается со знакомства двух её основателей Дональда Роузера и Альберта Бушара в колледже г. Потсдам (штат Нью-Йорк). Роузер, более известный в рок-н-рольном мире по прозвищу Бак Дхарма, был родом с Лонг Айленда (штат Нью-Йорк) и с детства вырос в музыкальной среде, потому что его папа был профессиональным джазовым саксофонистом. Дональд слушал джаз с пелёнок, но «Британское вторжение» в 1964 году безвозвратно заразило парня рок-н-роллом. Поначалу он стал учиться игре на ударных, но повредив запястье, как-то раз играя в баскетбол, оставил это дело и переключился на гитару, что понравилось ему гораздо больше.

Роузер и Бушар сколотили в колледже свою первую команду The Disciples, которая играла на студенческих вечеринках и в местных пивных. Следующая их группа, под названием Travesty, имела более профессиональные намерения, что заставило обоих бросить колледж и целиком посвятить себя музыке. Travesty просуществовала недолго, но друзья  затусовались с рок-музыкантами, регулярно собиравшимися на импровизированные джемы в старом доме неподалёку от Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук.

В этом университете учился Сэнди Пёрлман, который сыграл ведущую роль в дальнейшей судьбе Роузера и Бушара. Пёрлман был большой умник, числился в университете студенческим Президентом, выиграл грант фонда Вудро Вильсона, потом закончил элитарный Брандейский университет. Начиная со времён «Британского вторжения», Пёрлман вместе с университетскими приятелями Ричардом Мельцером и Джоном Ландау был у истоков американской рок-критики и писал статьи для рок-журнала Crawdaddy! Это был первый в США журнал, принявший рок-н-ролл всерьёз и появившийся раньше популярных журналов Rolling Stone и Creem.

Тогда же Пёрлман написал сборник стихов под названием Imaginos и мечтал собрать рок-группу, способную озвучить эти стихи в музыке. Посещая импровизированные джемы в Стоуни Бруке, он сразу приметил талантливую команду музыкантов в лице уже упомянутых Дональда Роузера (лидер-гитара), Альберта Бушара (ударные), а также примкнувших к ним Аллена Ланьера (ритм-гитара, клавишные) и басиста Эндрю Уинтерса. Это было в 1967 году.

Пёрлман стал главным идеологом группы, дав ей прежде всего название Soft White Underbelly, взятое из одной речи Уинстона Черчилля. Soft White Underbelly — «Мягкий белый низ живота«, то есть «поддых», «уязвимое место». «Уязвимым местом Европы» Черчилль в своей речи назвал Италию. Благодаря широким связям Пёрлмана, новоиспечённая группа стала получать приглашения на настоящие концерты, играя на разогреве у таких людей, как Мадди Уотерс или Grateful Dead. Вокалистами в Soft White Underbelly выступали Дональд и Альберт, но серьёзные концерты показали, что группе требуется серьёзный певец.

Тогда к ним примкнул Лес Браунштейн, парень имевший опыт вокалиста в разных студенческих группах. Будучи приятелем Энди Ярроу, ему удалось пристроить одну из своих песен в альбом популярного в то время фолк-трио Peter, Paul & Mary, где пел брат Энди — Питер Ярроу. Эта песня, во-первых давала ему стабильный доход, а во-вторых открыла дорогу к другим интересным музыкальным экспериментам, которые и привели Леса в группу Soft White Underbelly. Группа стала греметь в окрестностях Нью-Йорка, так что однажды к ним на концерт попал президент компании грамзаписи Elektra Records Джек Хольцман. Он сразу раскусил потенциал группы и подписал с ними контракт.

С первым же авансом от Elektra Records группа смогла обновить свою аппаратуру. И вот тут на сцене впервые появился будущий вокалист группы Эрик Блум. Он учился в том же колледже Хобарта, что и Браунштейн, они были знакомыми, но не близкими друзьями и участвовали в разных рок-группах колледжа. Эрик уже тогда обзавёлся концертной аппаратурой и фургоном для её перевозки, что сделало его «крутым» парнем в студенческих кругах.

Закончив колледж, Блум устроился работать в магазине сети Sam Ash по продаже музыкальной аппаратуры, куда как раз и заглянули Soft White Underbelly, чтобы прикупить себе кое-что. В магазине они обратили внимание на плакат группы Lost and Found, про которую слышали от своего вокалиста Браунштейна. Это была группа из колледжа, где тот учился, и в которой играл Эрик Блум. Он повесил это фото в шутку среди плакатов известных групп, типа The Rolling Stones и The Who. Благодаря этой фотографии Underbelly разговорились с ним, найдя общих знакомых.

А вскоре так случилось, что Soft White Underbelly приехали в одно место играть концерт, а там оказалась очень плохая аппаратура. Тогда Браунштейн позвонил Блуму и попросил привезти своё оборудование. Эрик не только приехал с аппаратурой, но и обеспечивал группе звук весь вечер. Группа нашла с Блумом много общего, и ему предложили стать постоянным звуковиком команды, а Пёрлман позже назначил его также гастрольным менеджером.

В начале 1969 года Soft White Underbelly приступила к записи дебютного альбома на Elektra Records. И тут возникли проблемы с Браунштейном. Он хотел двигаться в одном музыкальном направлении, а группа — в другом. Никого не устраивало, как он спел на записи, в результате Браунштейн ушёл, а альбом оказался незаконченным. Группа столкнулась с неприятным кризисом: дела казалось бы пошли в гору, писался первый альбом, и вдруг команда оказалась без вокалиста. Пока они в отчаянии искали замену Браунштейну, Аллен Ланьер вспомнил, что когда слушал запись группы Lost and Found, в которой пел Эрик Блум, его пение было очень впечатляющим и здорово подходило к стилю Soft White Underbelly.

В апреле 1969 г. Эрик Блум стал новым вокалистом Soft White Underbelly. Однако первое время фирму Elektra трудно было убедить в том, что группа вполне дееспособна без Браунштейна, которого Джек Хольцман хотел сделать «ответом Восточного Побережья» на Джима Моррисона.

STALK FORREST GROUP

Под влиянием Блума группа начала менять музыкальную ориентацию от более психоделического сан-францисского звучания к более рок-н-ролльному подходу. Этот плюс другой факт, когда Soft White Underbelly изрядно «облажалась» на одном концерте, и её пропесочили в нью-йоркской прессе, побудили группу срочно сменить название. Под именем Stalk-Forrest Group в феврале 1970 они приехали записывать альбом на студии Elektra Sound Recorders в Лос-Анджелесе. В тот период Пёрлман придумал каждому участнику группы сценические псевдонимы, которые музыканты отвергли, за исключением прозвища «Бак Дхарма», прочно закрепившегося за Дональдом Роузером.

Stalk-Forrest Group записала альбом и вернулась к себе в Нью-Йорк. Между тем, руководству Elektra Records опять какая-то вожжа под хвост ударила: они окончательно разочаровались в группе и расторгли контракт. Запись альбома пролежала на полке, пока не попала в руки пиратов, которые выпустили в конце 1990-х годов на CD бутлеггеровский альбом Curse of the Hidden Mirrors (Проклятие скрытых зеркал) по названию одной из песен альбома. (В 2001 году Blue Öyster Cult выпустили официальный альбом с таким же названием, но этой песни в том альбоме нет.)

Оставшись без контракта на запись и каких-либо перспектив на будущее, группа зачахла и едва зарабатывала себе на жизнь. В этот момент басист Энди Уинтерс стал халатно относиться к своим обязанностям и был уволен. Альберт Бошар позвал на его место своего брата Джо, который учился музыке в колледже города Итака (штат Нью-Йорк). Джо частенько приезжал на концерты брата и иногда присоединялся к Soft White Underbelly на сцене, играя на трубе. Джо Бошар оказался не только одарённым музыкантом, легко освоившись в роли бас-гитариста, но и предприимчивым организатором. Он стал устраивать для Stalk-Forrest Group концерты, которые оказывали не только материальную поддержку, но и совершенствовали исполнительское мастерство группы.

Поворотным моментом стало выступление Stalk-Forrest Group на закрытой вечеринке в одном летнем лагере. Впечатлённый игрой группы, один из гостей вечеринки по имени Дэвид Лукас предложил музыкантам воспользоваться его 8-канальной студией записи The Warehouse в Нью-Йорке. Они сделали там демо-запись, открывшую дорогу к крупной компании грамзаписи — Columbia Records. Среди многочисленных знакомых Пёрлмана оказался продюсер Мюррей Кругман, работавший в «Колумбии». Он помог устроить группе прослушивание перед президентом Columbia Records Клайвом Дэвисом в небольшом конференц-зале здания CBS в Нью-Йорке. Дэвис остался доволен и заключил с группой контракт.

BLUE ÖYSTER CULT

В этот момент Сэнди Пёрлман совершил очередное (и окончательное) переименование группы, назвав её Blue Oyster Cult — «Культ голубой устрицы«. Так называлось его стихотворение из сборника Imaginos, в котором группа пришельцев под этим названием пыталась тайно вмешаться в ход истории на планете Земля. В одном интервью 1976 года Пёрлман сказал, что составил название Blue Oyster Cult как анаграмму, переставив местами буквы в марке пива Cully Stout Beer. Пёрлман посчитал это лучшим названием для группы тяжёлого металла, которую он хотел сделать «американским ответом» на британскую Black Sabbath.

Музыкантам такое мудрёное имя поначалу не понравилось, но им было не до того — пора было опять в студию писать альбом, на сей раз для Columbia Records. Умляут (две точки над O — Ö) по одним сведениям предложил Аллен Ланьер. По другим — университетский друг Пёрлмана рок-критик и писатель Ричард Мельцер утверждает, что это он предложил добавить умляут сразу, как только Пёрлман вышел со своим названием Blue Oyster Cult. Немецкое происхождение умляута подчёркивало «вагнеровский характер музыки тяжёлого металла», и вообще «с лингвистической точки зрения это скорее диерезис, чем умляут». Позже такая практика добавлять немецкий умляут к своим названиям стала традицией для групп тяжёлого металла — отсюда пошли MotörheadMötley CrüeQueensrÿche и другие.

АЛЬБОМ

Получив от «Колумбии» аванс на запись, в сентябре 1971 группа вернулась к своему благодетелю Дэвиду Лукасу в его студию The Warehouse, где с его же помощью и записала дебютный альбом. Лукас выступил сопродюсером вместе с Мюрреем Кругманом и Сэнди Пёрлманом.

Сайт IGN не зря назвал дебютный альбом Blue Öyster Cult«хэви-металлом для людей, которые ненавидят хэви-металл», поместив его в свой список 25 лучших металлических альбомов. Альбом Blue Öyster Cult трудно назвать «американским ответом на Black Sabbath» по крайней мере по звучанию, поскольку в нём нет привычных для слуха металлиста железных риффов и машинизированного ритма, а вместо мощной гитары с фуззом порой звучит чистая ритм-гитара.

Но это жёсткий хард-рок с «готическими» текстами, «самая плотная и наиболее музыкальная из хард-роковых пластинок со времён Who’s Next», как отозвался об альбоме критик Роберт Кристгоу из нью-йоркской The Village Voice. Героями нескольких песен альбома являются всевозможные авантюристы.

Тема песни «Transmaniacon MC» (Трансманиакальный мотоциклетный клуб) вращается вокруг печально известного рок-фестиваля 1970 года в Альтамонте (Калифорния). Предполагалось, что из него выйдет ещё один фестиваль мира и любви, как Вудсток, но вместо этого Альтамонт стал символом насилия и жестокости. Проблема была в том, что The Rolling Stones, привыкшие у себя дома в Англии нанимать в качестве охраны на концертах банду мотобайкеров Hell’s Angels, сделали то же самое и в Альтамонте, не подозревая насколько калифорнийские «Ангелы Ада» отличаются от британских. И когда один из обдолбанных наркотиками подростков возле сцены, в порыве восторга, вытащил пистолет, один из верзил-байкеров, не задумываясь пронзил придурка ножом. Всё это произошло не только на глазах у публики, но и перед кинокамерами, снимавшими фильм про The Rolling Stones

Автор текста «Transmaniacon MC» Сэнди Пёрлман, по словам Эла Бушара, создал здесь выдуманный образ музыкальной группы под названием Los Maniacos Bus Boy Club, состоявшей из безумных мексиканских официантов. Без всякого перерыва между песнями Blue Öyster Cult начинают следующий номер «I’m On The Lamb But I Ain’t No Sheep» (Я на овечке, но я не баран), герой которого спасается бегством от канадской конной полиции. Эту песню группа записывала ещё в 1969 году, будучи тогда Soft White Underbelly. Более того, её же переписали для следующего альбома Tyranny and Mutation (1973) под названием «The Red and the Black» с более тяжёлыми гитарами и в более быстром темпе.

Тему авантюристов продолжает баллада «Then Came the Last Days of May» (И тут настали последние дни мая), которая описывает в духе криминальной романтики гангстерского кино историю про то, как трое парней наняли Ford с водителем, который должен был доставить их на границу с Мексикой. Парни ехали с карманами, полными денег и сумками для «товара» (как обычно называют наркотики в голливудских фильмах), весело болтали между собой и курили на заднем сиденье арендованной машины. Им всю дорогу везло, не попался ни один коп, но пагуба застигла их там, где не ожидали:

Всё шло ништяк, пока машина неожиданно не остановилась
Посреди холодной и пустынной местности
Водитель обернулся и пролил кровь
Троих парней, не догадывавшихся о западне

Они так хороши эти последние дни мая, я буду вдыхать сухой воздух
Я скоро отойду, остальные уже там
Никакого желания так уходить, хочу остаться здесь
Говорят, запад так хорош в это время года. Да, говорят, оно так.

По свидетельству Бак Дхармы, в основе песни лежит реальная история про трёх студентов, пытавшихся «срубить деньжат по-лёгкому», которые поехали закупать наркотики, надеясь подзаработать за осенний семестр, но были ограблены и убиты. Двое из студентов умерли на месте, но третий выжил и свидетельствовал против убийц, которые оказались двумя молодыми людьми из известной и состоятельной местной семьи. Они отсидели потом по десять лет и вышли на свободу.

В песне «Before the Kiss, a Redcap» («Красная шапочка» перед поцелуем) Сэнди Пёрлман передал реальную сцену, которую он наблюдал однажды в баре Конри, который здесь упоминается, как влюблённая парочка делилась друг с  дружкой наркотиком, передавая его изо рта в рот во время поцелуя. «Красной шапочкой» на слэнге прозвали один из барбитуратов. 

Песню «Screams» (Вопли) написал Джо Бушар. Он передал в ней свои впечатления от первой поездки в Нью-Йорк. Джо вырос в небольшом городке, и поездка по ночному Нью-Йорку вызвала у него самые яркие эмоции:

Вопли в ночи, сверканье сирен,
Жара, битое стекло, мусор сатанинского племени

«Cities on Flame with Rock and Roll» (Города в пламени рок-н-ролла) — это своеобразный гимн рок-н-роллу, где упоминаются столпы, на которых держался тяжёлый рок: аппаратура Marshall и гитары Fender. Главный вокал поёт Альберт Бушар. На концертах он тоже пел её прямо из-за барабанов. Эта вещь давно стала постоянным концертным номером Blue Öyster Cult. Главный рифф песни явно навеян песней «The Wizard»из одноимённого дебютного альбома Black Sabbath.

Последняя песня альбома «Redeemed» (Освобождённый) звучит ближе к кантри, чем к хард-року. Это весёлая песенка про Сэра Растуса Бэра, который был освобождён из клетки, куда его заточили «гоблины и злодеи ума» с помощью — «кто бы мог подумать! с помощью песни в стиле кантри!» Песню продал группе певец и сочинитель Гарри Фаркас, а прототипом Сэра Растуса Бэра послужил, как оказалось, пёс Фаркаса породы сенбернар. Вот на такой оптимистичной ноте и заканчивается этот альбом, получилось противоположно пословице: начали за упокой, а кончили за здравие.

ОБЛОЖКА

Обложку дебютного альбома Blue Öyster Cult оформлял Билл Гаулик, личность такая же любопытная и незаурядная, как Сэнди Пёрлман и Ричард Мельцер, с которыми он учился вместе в Университете в Стоуни Бруке. Гаулик перевёлся в Нью-Йоркский университет из Род-Айлендской школы дизайна. Его кумиром был Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, которому фюрер поручил создать новую архитектуру будущей Европы. Когда Пёрлман познакомился с Гауликом в студенческом общежитии, тот возился с длинными свитками, в которых чертил архитектурные формы будущей Америки. Когда они развернули вместе эти свитки — они оказались во всю длину школьных зданий Стоуни Брука! — заглянув внутрь, Пёрлман понял, что нашёл человека, который оформит обложку первого альбома Blue Öyster Cult.

Оригинальный рисунок обеих сторон обложки был выполнен Гауликом тушью на бумаге в натуральную величину альбомного конверта. Обложка демонстрирует архитектурные конструкции на лицевой стороне и нечто типа железнодорожных путей на обратной. Помимо уникального монохромного вида обложки, Гаулик невольно подарил группе её логотип — крест с крючком снизу. Между группой, менеджерами и художником не было никаких особых обсуждений обложки. Не было задачи создать символ группы. Гаулик просто взял этот крест из какой-то книги символов, поместил на обложку, и конверт был готов, а Blue Öyster Cult навеки обрела себе уникальный логотип.

Что означает этот символ, никто в группе не знает. Одни говорят, что это символ греческого бога времени Кроноса, царя титанов и отца Зевса. В римской мифологии этот символ принадлежал Сатурну, богу сельского хозяйства и плодородия. По мнению других, это древний алхимический символ свинца, одного из самых тяжёлых металлов. Другие считают, что это всего лишь перевёрнутый знак вопроса. Так или иначе, но этот таинственный символ как нельзя лучше подошёл к таинственному имиджу «Культа голубой устрицы». Как сказано на сайте blueoystercult«метафизические, алхимические и мифологические подтексты этого логитипа, при его сходстве с некоторыми религиозными символами, несут в себе аромат декаденства и мистерии, что прекрасно подходит для рок-н-ролла и особенно для музыки, которую создавала Blue Öyster Cult.» Новообретённые фанаты группы сразу оценили этот символ, украсив им стены и заборы во многих городах и весях Соединённых Штатов Америки.
———————
Выйдя в продажу 16 января 1972 года, альбом Blue Öyster Cult был встречен очень позитивно музыкальной прессой, но имел относительный успех среди публики, поднявшись на 172-ое место в Биллборде. Тем не менее, альбом заложил основы для будущей корневой группы тяжёлого рока в Америке, а некоторые песни из этого альбома (например «Cities on Flame with Rock and Roll», «Stairway to the Stars», «Then Came the Last Days of May») Blue Öyster Cult до сих пор исполняет на концертах.

Культ Голубой Устрицы 

Едва имя Blue Öyster Cult появилось на американской сцене, оно принесло в себе тайну как для обожающих группу фанов, так и для их обеспокоенных родителей. Тайна заключалась прежде всего в слове «Культ». Это слово вызывало страх у родителей и возбуждало любопытство у их детей. Те и другие были озадачены, что же такое «Культ голубой устрицы», и в чём его зло. Может их песни содержат в себе какие-то чары? Может они способны запудрить мозги подростков или того хуже — подтолкнуть их ко вступлению во всякие зловредные организации? В любом случае, тексты песен были странные и страшные, а музыка громкая и сюрреалистическая. Главный вокалист Эрик Блум выступал в зеркальных очках, одетый в чёрную кожу, и пускал в зрителей лазерные лучи, исходящие прямо с его кончиков пальцев.

На самом деле, за легендой и домыслами о «Культе голубой устрицы» крылась, как это обычно бывает, простая действительность. Blue Öyster Cult не был кровожадным немецким культом, пользующимся галюциногенными наркотиками, похищающим детей и приносящим в жертву девственниц в день зимнего солнцестояния. Blue Öyster Cult были пять музыкантов с Лонг Айленда (штат Нью-Йорк) и два музыкальных критика из журнала Crawdaddy! Эти два критика и создали легенду под названием «Культ голубой устрицы». Сэнди Пёрлман был менеджером, поэтом и главным визионером группы, а писатель Ричард Мельцер был автором многих текстов, захватывавших умы и вызывавших смущение среди фанов.

Главной идеей было создать нечто типа научно-фантастической версии группы Kiss, только более одарённой в музыкальном плане. Blue Öyster Cultтакже часто называют «группой хэви-металла для думающих людей» или «американским ответом на Black Sabbath».

SOFT WHITE UNDERBELLY

История группы Blue Öyster Cult начинается со знакомства двух её основателей Дональда Роузера и Альберта Бушара в колледже г. Потсдам (штат Нью-Йорк). Роузер, более известный в рок-н-рольном мире по прозвищу Бак Дхарма, был родом с Лонг Айленда (штат Нью-Йорк) и с детства вырос в музыкальной среде, потому что его папа был профессиональным джазовым саксофонистом. Дональд слушал джаз с пелёнок, но «Британское вторжение» в 1964 году безвозвратно заразило парня рок-н-роллом. Поначалу он стал учиться игре на ударных, но повредив запястье, как-то раз играя в баскетбол, оставил это дело и переключился на гитару, что понравилось ему гораздо больше.

Роузер и Бушар сколотили в колледже свою первую команду The Disciples, которая играла на студенческих вечеринках и в местных пивных. Следующая их группа, под названием Travesty, имела более профессиональные намерения, что заставило обоих бросить колледж и целиком посвятить себя музыке. Travesty просуществовала недолго, но друзья затусовались с рок-музыкантами, регулярно собиравшимися на импровизированные джемы в старом доме неподалёку от Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук.

В этом университете учился Сэнди Пёрлман, который сыграл ведущую роль в дальнейшей судьбе Роузера и Бушара. Пёрлман был большой умник, числился в университете студенческим Президентом, выиграл грант фонда Вудро Вильсона, потом закончил элитарный Брандейский университет. Начиная со времён «Британского вторжения», Пёрлман вместе с университетскими приятелями Ричардом Мельцером и Джоном Ландау был у истоков американской рок-критики и писал статьи для рок-журнала Crawdaddy! Это был первый в США журнал, принявший рок-н-ролл всерьёз и появившийся раньше популярных журналов Rolling Stone и Creem.

Тогда же Пёрлман написал сборник стихов под названием Imaginos и мечтал собрать рок-группу, способную озвучить эти стихи в музыке. Посещая импровизированные джемы в Стоуни Бруке, он сразу приметил талантливую команду музыкантов в лице уже упомянутых Дональда Роузера (лидер-гитара), Альберта Бушара (ударные), а также примкнувших к ним Аллена Ланьера (ритм-гитара, клавишные) и басиста Эндрю Уинтерса. Это было в 1967 году.

Пёрлман стал главным идеологом группы, дав ей прежде всего название Soft White Underbelly, взятое из одной речи Уинстона Черчилля. Soft White Underbelly — «Мягкий белый низ живота», то есть «поддых», «уязвимое место». «Уязвимым местом Европы» Черчилль в своей речи назвал Италию. Благодаря широким связям Пёрлмана, новоиспечённая группа стала получать приглашения на настоящие концерты, играя на разогреве у таких людей, как Мадди Уотерс или Grateful Dead. Вокалистами в Soft White Underbelly выступали Дональд и Альберт, но серьёзные концерты показали, что группе требуется серьёзный певец.

Тогда к ним примкнул Лес Браунштейн, парень имевший опыт вокалиста в разных студенческих группах. Будучи приятелем Энди Ярроу, ему удалось пристроить одну из своих песен в альбом популярного в то время фолк-трио Peter, Paul & Mary, где пел брат Энди — Питер Ярроу. Эта песня, во-первых давала ему стабильный доход, а во-вторых открыла дорогу к другим интересным музыкальным экспериментам, которые и привели Леса в группу Soft White Underbelly. Группа стала греметь в окрестностях Нью-Йорка, так что однажды к ним на концерт попал президент компании грамзаписи Elektra Records Джек Хольцман. Он сразу раскусил потенциал группы и подписал с ними контракт.

С первым же авансом от Elektra Records группа смогла обновить свою аппаратуру. И вот тут на сцене впервые появился будущий вокалист группы Эрик Блум. Он учился в том же колледже Хобарта, что и Браунштейн, они были знакомыми, но не близкими друзьями и участвовали в разных рок-группах колледжа. Эрик уже тогда обзавёлся концертной аппаратурой и фургоном для её перевозки, что сделало его «крутым» парнем в студенческих кругах.

Закончив колледж, Блум устроился работать в магазине сети Sam Ash по продаже музыкальной аппаратуры, куда как раз и заглянули Soft White Underbelly, чтобы прикупить себе кое-что. В магазине они обратили внимание на плакат группы Lost and Found, про которую слышали от своего вокалиста Браунштейна. Это была группа из колледжа, где тот учился, и в которой играл Эрик Блум. Он повесил это фото в шутку среди плакатов известных групп, типа The Rolling Stones и The Who. Благодаря этой фотографии Underbelly разговорились с ним, найдя общих знакомых.

А вскоре так случилось, что Soft White Underbelly приехали в одно место играть концерт, а там оказалась очень плохая аппаратура. Тогда Браунштейн позвонил Блуму и попросил привезти своё оборудование. Эрик не только приехал с аппаратурой, но и обеспечивал группе звук весь вечер. Группа нашла с Блумом много общего, и ему предложили стать постоянным звуковиком команды, а Пёрлман позже назначил его также гастрольным менеджером.

В начале 1969 года Soft White Underbelly приступила к записи дебютного альбома на Elektra Records. И тут возникли проблемы с Браунштейном. Он хотел двигаться в одном музыкальном направлении, а группа — в другом. Никого не устраивало, как он спел на записи, в результате Браунштейн ушёл, а альбом оказался незаконченным. Группа столкнулась с неприятным кризисом: дела казалось бы пошли в гору, писался первый альбом, и вдруг команда оказалась без вокалиста. Пока они в отчаянии искали замену Браунштейну, Аллен Ланьер вспомнил, что когда слушал запись группы Lost and Found, в которой пел Эрик Блум, его пение было очень впечатляющим и здорово подходило к стилю Soft White Underbelly.

В апреле 1969 г. Эрик Блум стал новым вокалистом Soft White Underbelly. Однако первое время фирму Elektra трудно было убедить в том, что группа вполне дееспособна без Браунштейна, которого Джек Хольцман хотел сделать «ответом Восточного Побережья» на Джима Моррисона.

STALK FORREST GROUP

Под влиянием Блума группа начала менять музыкальную ориентацию от более психоделического сан-францисского звучания к более рок-н-ролльному подходу. Этот плюс другой факт, когда Soft White Underbelly изрядно «облажалась» на одном концерте, и её пропесочили в нью-йоркской прессе, побудили группу срочно сменить название. Под именем Stalk-Forrest Group в феврале 1970 они приехали записывать альбом на студии Elektra Sound Recorders в Лос-Анджелесе. В тот период Пёрлман придумал каждому участнику группы сценические псевдонимы, которые музыканты отвергли, за исключением прозвища «Бак Дхарма», прочно закрепившегося за Дональдом Роузером.

Stalk-Forrest Group записала альбом и вернулась к себе в Нью-Йорк. Между тем, руководству Elektra Records опять какая-то вожжа под хвост ударила: они окончательно разочаровались в группе и расторгли контракт. Запись альбома пролежала на полке, пока не попала в руки пиратов, которые выпустили в конце 1990-х годов на CD бутлеггеровский альбом Curse of the Hidden Mirrors (Проклятие скрытых зеркал) по названию одной из песен альбома. (В 2001 году Blue Öyster Cult выпустили официальный альбом с таким же названием, но этой песни в том альбоме нет.)

Оставшись без контракта на запись и каких-либо перспектив на будущее, группа зачахла и едва зарабатывала себе на жизнь. В этот момент басист Энди Уинтерс стал халатно относиться к своим обязанностям и был уволен. Альберт Бошар позвал на его место своего брата Джо, который учился музыке в колледже города Итака (штат Нью-Йорк). Джо частенько приезжал на концерты брата и иногда присоединялся к Soft White Underbelly на сцене, играя на трубе. Джо Бошар оказался не только одарённым музыкантом, легко освоившись в роли бас-гитариста, но и предприимчивым организатором. Он стал устраивать для Stalk-Forrest Group концерты, которые оказывали не только материальную поддержку, но и совершенствовали исполнительское мастерство группы.

Поворотным моментом стало выступление Stalk-Forrest Group на закрытой вечеринке в одном летнем лагере. Впечатлённый игрой группы, один из гостей вечеринки по имени Дэвид Лукас предложил музыкантам воспользоваться его 8-канальной студией записи The Warehouse в Нью-Йорке. Они сделали там демо-запись, открывшую дорогу к крупной компании грамзаписи — Columbia Records. Среди многочисленных знакомых Пёрлмана оказался продюсер Мюррей Кругман, работавший в «Колумбии». Он помог устроить группе прослушивание перед президентом Columbia Records Клайвом Дэвисом в небольшом конференц-зале здания CBS в Нью-Йорке. Дэвис остался доволен и заключил с группой контракт.

BLUE ÖYSTER CULT

В этот момент Сэнди Пёрлман совершил очередное (и окончательное) переименование группы, назвав её Blue Oyster Cult — «Культ голубой устрицы». Так называлось его стихотворение из сборника Imaginos, в котором группа пришельцев под этим названием пыталась тайно вмешаться в ход истории на планете Земля. В одном интервью 1976 года Пёрлман сказал, что составил название Blue Oyster Cult как анаграмму, переставив местами буквы в марке пива Cully Stout Beer. Пёрлман посчитал это лучшим названием для группы тяжёлого металла, которую он хотел сделать «американским ответом» на британскую Black Sabbath.

Музыкантам такое мудрёное имя поначалу не понравилось, но им было не до того — пора было опять в студию писать альбом, на сей раз для Columbia Records. Умляут (две точки над O — Ö) по одним сведениям предложил Аллен Ланьер. По другим — университетский друг Пёрлмана рок-критик и писатель Ричард Мельцер утверждает, что это он предложил добавить умляут сразу, как только Пёрлман вышел со своим названием Blue Oyster Cult. Немецкое происхождение умляута подчёркивало «вагнеровский характер музыки тяжёлого металла», и вообще «с лингвистической точки зрения это скорее диерезис, чем умляут». Позже такая практика добавлять немецкий умляут к своим названиям стала традицией для групп тяжёлого металла — отсюда пошли Motörhead, Mötley Crüe, Queensrÿche и другие.

АЛЬБОМ

Получив от «Колумбии» аванс на запись, в сентябре 1971 группа вернулась к своему благодетелю Дэвиду Лукасу в его студию The Warehouse, где с его же помощью и записала дебютный альбом. Лукас выступил сопродюсером вместе с Мюрреем Кругманом и Сэнди Пёрлманом.

Сайт IGN не зря назвал дебютный альбом Blue Öyster Cult «хэви-металлом для людей, которые ненавидят хэви-металл», поместив его в свой список 25 лучших металлических альбомов. Альбом Blue Öyster Cult трудно назвать «американским ответом на Black Sabbath» по крайней мере по звучанию, поскольку в нём нет привычных для слуха металлиста железных риффов и машинизированного ритма, а вместо мощной гитары с фуззом порой звучит чистая ритм-гитара.

Но это жёсткий хард-рок с «готическими» текстами, «самая плотная и наиболее музыкальная из хард-роковых пластинок со времён Who’s Next», как отозвался об альбоме критик Роберт Кристгоу из нью-йоркской The Village Voice. Героями нескольких песен альбома являются всевозможные авантюристы.

ОБЛОЖКА

Обложку дебютного альбома Blue Öyster Cult оформлял Билл Гаулик, личность такая же любопытная и незаурядная, как Сэнди Пёрлман и Ричард Мельцер, с которыми он учился вместе в Университете в Стоуни Бруке. Гаулик перевёлся в Нью-Йоркский университет из Род-Айлендской школы дизайна. Его кумиром был Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, которому фюрер поручил создать новую архитектуру будущей Европы. Когда Пёрлман познакомился с Гауликом в студенческом общежитии, тот возился с длинными свитками, в которых чертил архитектурные формы будущей Америки. Когда они развернули вместе эти свитки — они оказались во всю длину школьных зданий Стоуни Брука! — заглянув внутрь, Пёрлман понял, что нашёл человека, который оформит обложку первого альбома Blue Öyster Cult.

Оригинальный рисунок обеих сторон обложки был выполнен Гауликом тушью на бумаге в натуральную величину альбомного конверта. Обложка демонстрирует архитектурные конструкции на лицевой стороне и нечто типа железнодорожных путей на обратной. Помимо уникального монохромного вида обложки, Гаулик невольно подарил группе её логотип — крест с крючком снизу. Между группой, менеджерами и художником не было никаких особых обсуждений обложки. Не было задачи создать символ группы. Гаулик просто взял этот крест из какой-то книги символов, поместил на обложку, и конверт был готов, а Blue Öyster Cult навеки обрела себе уникальный логотип.

Что означает этот символ, никто в группе не знает. Одни говорят, что это символ греческого бога времени Кроноса, царя титанов и отца Зевса. В римской мифологии этот символ принадлежал Сатурну, богу сельского хозяйства и плодородия. По мнению других, это древний алхимический символ свинца, одного из самых тяжёлых металлов. Другие считают, что это всего лишь перевёрнутый знак вопроса. Так или иначе, но этот таинственный символ как нельзя лучше подошёл к таинственному имиджу «Культа голубой устрицы». Как сказано на сайте blueoystercult, «метафизические, алхимические и мифологические подтексты этого логитипа, при его сходстве с некоторыми религиозными символами, несут в себе аромат декаденства и мистерии, что прекрасно подходит для рок-н-ролла и особенно для музыки, которую создавала Blue Öyster Cult.» Новообретённые фанаты группы сразу оценили этот символ, украсив им стены и заборы во многих городах и весях Соединённых Штатов Америки.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий