Blood, Sweat & Tears — B, S & T 4

B, S & T 4 — сокращение от Blood, Sweat & Tears 4 — четвёртый альбом американской джаз-рок группы Blood, Sweat & Tears, вышедший в июне 1971 года в США на Columbia Records (KC 30590), в Европе — на CBS Records.

ИСТОРИЯ

Как известно, предыдущий альбом Blood, Sweat & Tears 3 вызвал противоречивую реакцию, как у публики, так и у критиков, во многом вызванную чисто политическими страстями того времени. Некоторые рок-критики даже упрекали группу в том, что она слишком «гладко и неизменчиво» играет. Клейтон-Томас нашёл что ответить на это: «Наша команда играет на сцене намного свободнее, чем практически любая другая рок-группа, но мы делаем это на очень грамотной, музыкально образованной основе. Многие говорят, что это звучит слишком аккуратно. Да, эти парни так играют. Если б вы поучились в Джулиарде [престижная музыкальная школа, можно сказать Нью-Йоркская консерватория] пять-шесть лет, вы бы играли так же аккуратно.»

Промежуточной работой B, S & T в 1970 году стало музыкальное участие в романтической кинокомедии Барбры Стрейзанд «Филин и кошечка» (The Owl and the Pussycat). Независимо от музыки, само участие в этом проекте отнюдь не прибавило симпатий к группе в стане её прежних поклонников. Стрейзанд — поп-дива из заоблачного истэблишмента была всегда далека от хиппи и вообще молодёжного сообщества. Ещё большую неприязнь вызвал следующий шаг Blood, Sweat & Tears. Их пригласили играть в Лас-Вегасе. Blood, Sweat & Tears стали одной из первых рок-групп, выступивших в этом царстве роскоши и престижа. Более того, они побили рекорд посещаемости знаменитого лас-вегасского зала Caesar’s Palace, который установил в нём за 20 лет до того сам Фрэнк Синатра .

И этот успех не пошёл B, S & T на пользу. Группу обзывали «пустыми и претенциозными», «попсовиками», обвиняя, что они «продали свои души за бабло», променяв свою прежнюю рок-молодёжную публику на пожилых «любителей кабаре». На этом фоне многие поклонники B, S & Tпереключились на Chicago , которые успешно распахивали ту же самую джаз-роковую целину.

И вот в такой обстановке Blood, Sweat & Tears пришлось записывать очередной альбом. К записи приступили в январе 1971 года в Сан-Франциско. Для совместного продюсирования Бобби Коломби пригласил знакомого джаз-композитора и духовика Дона Хекмана. Другим сопродюсером альбома стал звукоинженер Рой Хэйли. 

Запись шла со скрипом. Сессии записи крайне затянулись. На каждую вещь писали десятки дублей, потому что результат не удовлетворял. После краткого перерыва, сделанного для выступлений в Лас-Вегасе, в студию позвали самого отца-основателя группы Эла Купера , спасать, так сказать, положение. Как считают многие, это показатель того, насколько туго у группы пошли дела. Эл Купер, Бобби Коломби и Рой Хэйли спродюсировали всю остальную часть альбома, хотя в титрах Купер указан только как аранжировщик и автор (в одной вещи).

Начало альбома поражает! Дэвид Клейтон-Томас в своей песне «Go Down Gamblin'» дал жару не только хард-роковой манерой пения, он взял здесь в руки лидер-гитару и сделал настоящий тяжёлый рок. Название и смысл песни можно перевести как «Доигрался», и речь в ней идёт о патологически неудачливом игроке, за какие бы азартные игры он ни брался. Песня определённо несёт на себе влияние Black Sabbath , Deep Purple , которые тогда были в большом фаворе. 

Очень жаль, что на этом хард-рок с дудками и ограничивается — весь остальной альбом сделан в обычном для Blood, Sweat & Tears, умеренном, скорее джаз-, чем рок-ключе. По видимому, это была инициатива Клейтон-Томаса, не поддержанная остальными. А кроме того, были опасения, что афёра с тяжёлым роком не придётся по нутру постоянным поклонникам группы. Так оно и вышло, как показала судьба сингла с этой песней — он поднялся максимум до 32-ой позиции в Биллборде. Так или иначе, а «Go Down Gamblin'» войдёт в сокровищницу Blood, Sweat & Tears как одна из самых тяжёлых вещей группы.

В остальном, Blood, Sweat & Tears 4 выдаёт стабильный и вполне предсказуемый джаз-рок с характерным звучанием, за которое собственно и полюбилась группа «Кровь, пот и слёзы». Альбом быстро поднялся на 10-ое место в хит-параде и за первый месяц продаж стал «золотым».

К тому времени группа разбилась на три враждебных фракции. Первая состояла преимущественно из ритм-секции B, S & T, и она желала играть рок. Второй лагерь выступал за джаз, и его составляла почти вся духовая секция во главе с Бобби Коломби. А третьим был Дэвид Клейтон-Томас сам по себе. И все эти «лебедь, рак и щука» больше не хотели везти воз вместе. Клейтон-Томас ушёл первым в январе 1972 года. Вот как он объяснял позже свой уход:

«Как у главного сочинителя для группы, мои доходы стали расти несоразмерно с остальными парнями, и когда к нам стали приходить чеки за авторские, началось жуткое соперничество. Парни хотели либо числиться в авторах, либо ратовали за непрерывные гастроли, потому что на этом они зарабатывали большую часть своих денег. Но как было в турне: если у кого-то из трубачей отказала губа, его отправляли на «скамейку запасных», находя замену. Если же у меня отказывал голос, я всё равно продолжал выступать. Я заметил, что прежняя дружба стала растворяться в горьких склоках. Бобби делал всё, что мог, дабы угасить эту вражду, и мне кажется, он единственный в группе понимал, под каким прессом был я, как самая публичная личность в группе. Остальные же, во главе со Стивом Кацем, желали моего ухода, считая что от прежней группы ничего не осталось, а было только сплошное «Шоу Дэвида Клейтон-Томаса».

Между тем, беспощадное гастролирование не прекращалось — по триста концертов в год, и менеджеры шли на поводу у остальных, бронируя всё больше  и больше концертов, потому что это был их хлеб. Я был измотан, голос садился, я держался на бухле и колёсах, и те парни в группе, которым было ещё не наплевать на меня, осознавали, что я в беде. Остальные же говорили: «Если он не справляется, давайте возьмём кого-то другого.» Они на полном серьёзе считали, что можно отправить «на запасную скамейку» вокалиста, и никто этого не заметит. В конце концов, я поставил всех в известность и ушёл. Несколько парней почувствовали, что группе — конец и тоже ушли. Остались только те, кто был рад моему уходу и те, кого ничто не волновало.»

«Несколько парней», которые тоже ушли, это мульти-инструменталисты Дик Халлиган и Фред Липсиус, оба игравшие как на различных духовых, так и клавишных инструментах. Липсиус был призёр премии Грэмми за аранжировку одной из самых знаменитых песен B, S & T — «Spinning Wheel». На этом завершилась эпоха первоначального оригинального Blood, Sweat & Tears. Так что для тех, кто не интересуется всеми перипетиями творческого пути этой группы, B,S&T4 — последний из четвёрки ранних альбомов, которые стоит иметь в своей коллекции любителю джаз-рока.

Спасибо и низкий поклон Олдис Голдис.

Добавить комментарий