Bee Gees — Bee Gees’ 1st

Bee Gees’ 1st — (Би Джиз Первый) — первый международный альбом группы Bee Gees, выпущенный в июле 1967 года компанией Polydor Records в Великобритании, в августе 1967 года компанией ATCO Records в США и Канаде. На самом деле, это была уже третья по счету долгоиграющая пластинка Bee Gees, после двух первых альбомов, издававшихся только в Австралии и Новой Зеландии, и как сказал музыкальный критик Георгий Старостин: «В наше время наверно легче раздобыть какой-нибудь автограф Шекспира, чем те два альбома.»

ИСТОРИЯ

Несмотря на распространенное мнение, будто Би Джиз — австралийцы, братья Гибб — стопроцентные англичане, родились на острове Мэн, потом жили в районе Манчестера, и только в 1958 году их семья эмигрировала в Австралию. Петь братья БарриРобин и Морис начали еще в Англии. Любопытный случай стал промыслительным в их судьбе. Однажды мальчикам надо было выступать в местном кинотеатре, который служил для сельчан клубом культуры. Но пение не предусматривалось, от них требовалось только открывать рты «под фанеру». «Фанерой» служила какая-то пластинка. Мальчишки бежали, сломя голову, опаздывая в этот клуб, и Морис уронил эту самую пластинку. А тогдашний винил на 78 оборотов был очень хрупким, пластинки даже с надписью non-breakable (небьющаяся) бились так же легко, как сырые куриные яйца (знаю по собственному опыту). Пришлось братьям, пришедшим в клуб без «фанеры», петь вживую, и публика приняла их с огромным энтузиазмом. Ободренные этим успехом, братья Гибб решили продолжить это дело.

В Австралии они пели при всяком удобном случае, чтобы заработать себе на карманные деньги и засветились таким образом, что привлекли интерес местного импрессарио Билла Гуда. Они назывались в то время всякими дурацкими именами, типа The Rattlesnakes, затем — Wee Johnny Hayes & the BluecatsБилл Гуд представил ребят местному радио-диджею Биллу Гейтсу, который переименовал их в Bee Gees — по произношению английских букв B (би) и G (джи). Но это расшифровывалось отнюдь не Brothers Gibb (братья Гибб), как все думают, а по инициалам Билла Гуда и Билла Гейтса. Братья были очень популярны во всех крупных клубах Сиднея. В возрасте 15 лет они забросили учебу в школе, посвятив всю свою жизнь музыке.

Большую роль в дальнейшем продвижении Би Джиз сыграл местный популярный музыкант Кол Джоуи, который помог ребятам подписать контракт с ведущей австралийской компанией записи Festival Records в лице их филиала Leedon RecordsBee Gees записали и выпустили на Leedon несколько синглов, один из них более-менее успешный — «Wine and Women» (Вино и женщины) — дал основание группе записать свой первый LP. Дебютный альбом вышел только в Австралии и Новой Зеландии под названием The Bee Gees Sing and Play 14 Barry Gibb Songs(1965), однако успеха не имел, и Festival Records собиралась избавиться от группы, как они полагали, неудачников.

В это время братьями заинтересовался другой менеджер — Нэт Кипнер, родом из США. Он подписал их на другую компанию записи — Spin Records, правда дистрибуция по-прежнему оставалась целиком в руках Festival Records. Но главная заслуга Кипнера в том, что он познакомил Би Джиз со своим звукоинженером-продюсером Осси Бирном. Осси сделал для Би Джиз то, что сделал для Битлз Джордж Мартин: он научил их плодотворно работать в студии.

У Бирна была небольшая мясная лавка на окраине Сиднея, а с обратного входа этого здания он приспособил небольшую студию. Если на Festival Records Bee Gees имели ограниченный доступ в студию не более двух часов в день, и за эти часы с них вычитались деньги, то Осси предоставил им свою студию абсолютно бесплатно. Они могли приходить туда в любое время дня и ночи и торчать там, сколько душа пожелает. Немудрено, что братья стали быстро набираться студийного опыта. С помощью Бирна Bee Gees записали очередной сингл «Spicks and Specks«, который стал хитом №1 в Австралии, благодаря чему следом вышел второй альбом группы, озаглавленный по хиту — Spicks and Specks (1966). Так что к концу 1966-го они были признаны лучшей группой Австралии, а Барри Гибб — автор всех песен Bee Gees — лучшим сочинителем песен Австралии.

Австралия становилась сдерживающим фактором для дальнейшего развития группы, они чувствовали, что надо возвращаться на большую землю, что и предприняли в начале 1967 года, погрузившись на корабль. Отец братьев — Хью Гибб — поначалу был против этой затеи, и даже хотел спрятать их паспорта, чтоб никуда не смогли уехать. Но потом все же проникся идеей и даже отправил демо-записи с письмом известному менеджеру Битлз — Брайану Эпштейну. Эпштейн поручил прослушать эти записи Роберту Стигвуду, который тогда только устроился работать в компании Эпштейна NEMS Enterprises.

Корабль плыл целых шесть недель. Они прибыли в Англию в феврале 1967, и едва поселились в пригороде Лондона Хендоне, как им позвонил некий мистер Стигвуд и пригласил к себе в офис на собеседование. По воспоминанию Стигвуда: «Я пригласил их в офис и был изумлен, как раслабленно они себя чувствовали. Они были вежливы, никакого волнения и отпускали массу шуток. Мне понравилось их чувство юмора, и вскоре, помимо тесного делового контакта, мы стали очень хорошими друзьями.»

Будущая жена Робина Гибба Молли Халлис работала в то время у Стигвуда в приемной и хорошо запомнила тот первый визит братьев Гибб: «Они зашли в офис мокрые от дождя, старомодно одетые, и я подумала: вот приперлась еще одна группа неудачников.»

Из офиса они проехали в театр Сэвилл, где Стигвуд устроил парням небольшое прослушивание. Они исполнили всего пару песен, и Стигвуд предложил братьям тут же вернуться в офис, чтобы подписать контракт на пять лет с компанией Polydor Records. Это было невероятной удачей для парней, до этого тщетно высылавших в Англию мотки пленки с демо-записями. Группу дополнили гитарист Винс Мелуни и барабанщик Колин Петерсен. Братья Гибб знали обоих по Австралии. 

Мелуни приехал в Англию раньше их и работал, как гастербайтер, на английском филиале французского автоконцерна SIMCA Motors, хотя считался одним из лучших гитаристов Австралии. Он с радостью присоединился к группе, когда его позвали Гиббы. Петерсен разрывался между двумя пристрастиями: музыкой и театром. К моменту вступления в группу, он уже имел опыт игры в трех автралийских художественных фильмах. Однако музыка перевесила, и он эмигрировал вслед за Bee Gees, чтобы присоединиться к обещавшему успех коллективу.

АЛЬБОМ

Некоторые песни альбома Bee Gees’ 1st родились в долгом путешествии Bee Gees из Австралии в Англию. Причем сочиняли все вместе, однако на титрах альбома многие песни почему-то не указывают авторства Мориса. Хотя Барри и Робин неоднократно говорили в интервью, что известные хиты с альбома «To Love Somebody» и «I Can’t See Nobody» были написаны всеми троими. По словам Мориса, песни «One Minute Woman» и «Turn of the Century» были целиком написаны на корабле, и начат там же, но закончен в Англии будущий величайший хит Bee Gees — песня «To Love Somebody«.

Главный хит альбома — «New York Mining Disaster 1941» (Катастрофа на нью-йоркской угольной шахте 1941 года) .  В наше гламурное время трудно представить себе в хитах песню с таким названием и серьезным содержанием. Братья написали песню под впечатлением от недавней катастрофы 1966 года в уэльском городке Аберфан, где угольным шлаком засыпало среднюю школу с учениками. Парни вдохновенно сочинили песню, сидя на ступеньках на лестнице в Polydor Records, и им вторило гулкое эхо. «Атмосфера напоминала там угольную шахту, а мы были под впечатлением от угольной трагедии в Аберфане (Уэллс), которая случилась полгода назад, в октябре 1966,» — вспоминал Морис. «Там в песне куча всяких странных звуков, например варган, струнный квартет и т.п. ну и конечно же этот необычный аккорд, который Барри берет на гитаре в самом начале песни! Он сильно отличается от обычного ля-минор.»

Барри объяснил, что «это гавайский способ игры. На девятый день рождения мне подарили гитару, а через дорогу от нас жил парень, который недавно приехал с Гавайев, он и научил меня так играть.» Морис: «Получалась отличная смесь, когда я брал свой обычный аккорд, а Барри — свой открытый ре-мажор, это были разные аккорды.»

Вообще, альбом Bee Gees’ 1st приятно удивит всех, кто привык считать Би Джиз гламурными дяденьками в блестящих одеждах, поющими писклявыми голосами попсовые песни. Би Джиз Первый полон честнейших искренних песен в разных стилях. Но если вспомнить время и место выхода альбома, то многое станет ясно. 1967 год, Англия. «Уже написан Пеппер«, как говорится… Отсюда и в Первом Би Джиз много причудливых — психоделических песен, необычных звуков, пленки задом наперед и т.п. Это замечательные песни «Red Chair, Fade Away», «In My Own Time» — чистейшая психоделика, правда последняя уж слишком напоминает битловскую «Taxman» — особенно ее ритм и хоровые подпевки.

Удивительное психоделическое чудо — вещь с не менее удивительным названием «Every Christian Lion Hearted Man Will Show You«, что можно перевести как «Каждый человек с христианским львиным сердцем покажет вам«. Что он покажет, можно только догадываться, ибо текст песни не менее сюрровый, но во всяком случае в английском языке фраза «я вам покажу» не несет привычного нам агрессивного переносного смысла, а употребляется исключительно в прямом смысле.

«Craise Finton Kirk Royal Academy of Arts» — еще один интересный эксперимент, где под простой аккомпанемент одного пианино братья Гибб поют «гнусавыми» голосами, искаженными через какую-то аппаратуру. Еще один сюрровый текст. Одно название песни говорит за себя: «Королевская Академия Искусств Крейза Финтона Керка«, где Крейз Финтон Керк — личность примерно из того же разряда, что «Корнелий Шнапс» Бориса Гребенщикова.

«Cucumber Castle»  — «Замок из огурцов» — можно назвать ответом на «Земляничные поляны» Битлов — такая же мудренность в текстах, такая же лихость в закручивании сюжетов аранжировки. Почему бы не расти огуречным замкам на той же почве, где растет земляника? Если «I Close My Eyes» (Я закрываю глаза) — опять ассоциации с Битлз. На сей раз с общим звучанием альбома Rubber Soul. То «Please Read Me» (Пожалуйста, прочитай меня) и «Close Another Door» (Открой другую дверь) сделаны, по-моему, в лучших традициях Beach Boys. Но это сравнение только с положительной стороны. Здесь трудно обвинить молодых начинающих ребят в «сдирании». Их творческие натуры не могли не впитать в себя все лучшее в современной им музыке, но как это бывает только у настоящих талантов — пропуская через себя чужие идеи, они развивают их в свое самобытное творчество.

«I Can’t See Nobody» —  пожалуй, первая ласточка недалекого будущего группы Bee Gees, когда толпы томных «мадам Грицацуевых» будут бегать за их лимузинами, а круг их поклонников изрядно пополнится преимущественно за счет поклонниц Хулио Иглесиаса и ему подобной музыки. Здесь мы уже слышим сладчайшее дрожание голоса Барри Гибба, исполняющего типичную любовную историю на фоне высоких подпевок его братьев. «Я не вижу никого. Мои глаза смотрят только на тебя».

Bee Gees’ 1st поражает богатыми и продуманными аранжировками — струнные и духовые инструменты в изобилии присутствуют почти во всех песнях альбома, кроме тех, где это не требовала концепция, например «Craise Finton Kirk Royal Academy of Arts«. Во многом это была заслуга Билла Шефферда — английского композитора-аранжировщика, который тоже жил в Австралии и еще там положил глаз на братьев Гибб. Он увидел в них богатый творческий потенциал и захотел продюсировать. В Англии Шеффред присоединился к группе, практически, с самого начала и участвовал в их первых же записях на Polydor Records.

Дебютный концерт Bee Gees в Англии нельзя назвать удачным. Они играли «на разогреве» у Фатса Домино в лондонском театре Сэвилл, и разгоряченная толпа грубо перебивала их, желая видеть Фатса. Так проходит мирская слава! И где теперь Фатс Домино? Кто знает его теперь? А Bee Gees выступали в том же театре спустя девять месяцев уже перед разгоряченной толпой собственных поклонников. К тому времени их сингл New York Mining Disaster 1941 поднялся на 12-ое место в Британии и 14-ое в США. Если первый сингл диджеи раскручивали, считая что это новая песня Битлз, выпущенная под псевдонимом BG, что расшифровывали как Beatles Group, то второй — «To Love Somebody» — поднялся на 20-е место уже самостоятельно, когда все знали, что это песня группы Bee Gees. «Holiday» был не менее популярным хитом (№16). Сам альбом достиг №8 в Британии и №7 в США — огромный успех для дебюта! Группой заинтересовалась компания Atlantic Records, которая подписала с Bee Gees немыслимый по тем временам контракт на 80 000 фунтов стерлингов, получив права распространять все пластинки группы в Америке через свой филиал ATCO Records.

В общем, Bee Gees’ 1st — один из тех альбомов-счастливчиков, что сразу выстреливает записавшую его группу в козырную колоду. Bee Gees’ 1stрекомендуется не только, и даже не столько (!) поклонникам этой группы, (ибо чаще всего это любители музыки диско), но всем любителям психоделики конца 1960-х и прочей качественной старинной музыки прошлого века.

Спасибо Олдис Голдис.

Добавить комментарий