ABBA — Waterloo

Waterloo «Ватерлоо» — второй студийный альбом шведской поп-группы ABBA, вышедший в марте 1974 на Polar, Epic, Carnaby, Dig It International, Atlantic и на RCA Victor.

Waterloo — первый международный альбом группы и первый под названием ABBA (хотя ещё с расшифровкой в скобках), потому что дебютный Ring Ring (1973) выходил под вывеской Björn Benny & Agnetha Frida. Название ABBA придумал менеджер группы Стиг Андерсон. Устав от неуклюжего перечисления их имён, он начал звать их так с 1973 года, поначалу неофициально, в своём кругу. Это была шутливая игра слов, потому что Abba — так называлась известная в Швеции компания по производству рыбных консервов. Но поскольку за пределами Швеции её никто не знал, Андерсон считал это имя подходящим для международной раскрутки группы.

Но сначала в одной из гётеборгских газет устроили конкурс на лучшее название для группы. Самой группе больше всего понравились предложения «Alibaba«, «FABB» (где — Фрида) и «Baba«. Так что АББА вполне могла стать БАБой, но в конце концов, итоги конкурса проигнорировали, и летом 1973-го было официально объявлено название ABBA. С консервопромышленниками тоже как-то поладили. Позже, во время одной из рекламных фотосессий Бенни ради хохмы переставил свою «B» задом наперёд, как отражённую в зеркале. Получившееся в результате слово ᗅᗺᗷᗅ с 1976 года стало регистрационной маркой группы.

ВАТЕРЛОО: КОМУ ПОРАЖЕНИЕ, А КОМУ И ПОБЕДА

Ульвеус, Андерссон и их менеджер Стиг Андерсон упорно пытались добиться победы на фестивале Melodifestivalen, который отбирал представителя Швеции на Евровидение. Неудача с песней «Ring Ring» в 1973 году (они заняли тогда только 3-е место) не остановила группу, и для фестиваля 1974 года они выбрали свою песенку «Waterloo«. Громкое название Ватерлоо, ставшее синонимом поражения, послужило хорошим лейтмотивом для обычной любовной песни:

Наполеон сдался в Ватерлоо
И моя судьба пошла похожим путём
Книга истории на полке
Всегда повторяется

Ватерлоо — я проиграла, ты выиграл эту войну
Ватерлоо — обещаю любить тебя вечно
Ватерлоо — не могу избежать, даже если б захотела того
Ватерлоо — знаю: моя судьба с тобой
Ватерлоо — в конце концов, это моё Ватерлоо

Любопытно, что в первоначальном варианте эта песня называлась «Honey Pie», и вместо «Waterloo» пелось «Honey Pie» (Медовый пирог), а в музыкальном плане это был довольно нетипичный для ABBA джаз-роковый номер. Однако задача очаровать и ошеломить зрителей Евровидения потребовала выбрать более громкое слово «Ватерлоо» и более динамичный ритм. «Ватерлоо» — это нарицательное понятие поражения — стало для ABBA символом победы: они выиграли Евровидение-74. Многие ныне считают, что ABBA — это лучшее, что было на Евровидении за все годы его существования. 

Выступление АББы c песней «Ватерлоо» сломало многие традиционные рамки конкурса Евровидение. Ритмичная, близкая к рок-музыке, песня нарушила привычный покой, который создавали мелодраматические баллады, составлявшие большую часть репертуара Евровидения. Группа также поразила всех своими нарядами и некоторыми элементами хореографии. На самом деле, АББА, не выдумывая ничего особенного, взяла на вооружение прикиды модного в то время в Англии глэм-рока, одевшись в костюмы с блёстками и серебристые туфли на высокой платформе.

Нарушением традиций было и то, что ABBA спела «Waterloo» на английском. Это было стратегически важно для успеха группы — Евровидение-74 проходило в курортном английском городе Брайтон. Тогдашние правила конкурса обязывали всех участников петь на языке своей страны. Для АББы сделали исключение, которое впоследствии стало применяться всё чаще и чаще, пока это правило вовсе не отменили. Если послушать более поздние песни АББы, можно заметить прогресс в их владении английским — в 1974 оно было довольно слабым, и в «Waterloo» ощутим шведский акцент.

Сразу после конкурса Polar Records, естественно, погрелась на успехе Евровидения и выпустила сингл «Waterloo» практически по всему миру. Песня стала хитом №1 в Великобритании, Ирландии, Бельгии, Голландии, Германии, Швейцарии, Норвегии, Дании, Финляндии и ЮАР и ещё в десятках стран, включая США, попала в «горячую десятку». В родной Швеции «Waterloo» не поднялась на 1-ое место (шведская версия — №2, английская — №3) только потому, что в их хит-параде была смешанная система: альбомы и синглы, и 1-ое место завоевал весь альбом Waterloo. Как на это и рассчитывал менеджер группы Стиг Андерсон, решающим для мировой популярности ABBA фактором стало проникновение на вершину британских чартов. Огромный и богатый шоу-бизнес англоязычного мира проглотил и закрутил группу в своём отлаженном механизме.
АЛЬБОМ

«One hit wonders» — «Чуда одного хита» (как называют артистов, поразивших мир одним хитом, и больше ничего интересного не записавших) обычно вдогонку к своему хиту срочно выпускают целый альбом, заполняя его чем попало, лишь бы продать. У ABBA было совсем не так. Альбом Waterloo был записан ещё в конце 1973 года, задолго до триумфа на Евровидении и вышел в свет 4 марта 1974 года (а финал Евровидения-74 состоялся 6 апреля 1974) и группе было что сказать и кроме своего хита.

Первые сессии записи состоялись 24 сентября 1973 с песни «Dance (While the Music Still Goes On)» — «Танцуй, пока продолжается музыка«. Это единственная песня АББы, в которой на клавишах не играет Бенни Андерссон. Произошло это, вероятно, спонтанно. Гитарист АББы Янне Шаффер привёл в студию американского пианиста Джона Бандрика по прозвищу Кролик, который находился в Швеции на гастролях с группой Johnny Nash Band«Он мне очень понравился,» — вспоминает Бенни, — «и всё же мне было нелегко не играть самому. Гораздо труднее объяснять кому-то как надо сыграть, чем самому сесть за инструмент и посмотреть, что из этого получится.» 

Запись всем понравилась. Это было в духе известного американского продюсера шестидесятых Фила Спектора и его многослойной техники записи, получившей название «стена звука». Вокал исполняли все четверо с небольшим сольным пассажем Агнетты. Участие Джона Бандрика, тем не менее, не указано в титрах альбома, об этом стало известно лишь недавно из воспоминаний группы.

В следующую сессию — 16 октября 1973 — были записаны ещё две песни: «Suzy-Hang-Around» и «My Mama Said«, и опять же одна из них уникальна в каталоге ABBA. «Suzy-Hang-Around» (Навязчивая Сюзи) — это единственная песня ABBA, где солирует Бенни Андерссон, потому что он сам написал её текст. «Я и Бьорн поначалу неохотно брались сочинять слова, хотя Бьорну это давалось легче,» — признавался Бенни. — «Бьорн мог состряпать вполне приличный текст за один день, а мне приходилось потеть недели две, чтоб хотя бы продвинуться дальше первого куплета!»

Вторая вещь, начавшись с рабочего заголовка «Turn Out The Light» (Выключи свет), в окончательном варианте обрела название «My Mama Said» (Моя мама сказала) и описывает типичную конфронтацию интересов матери и её дочки-подростка. Это один из многих маленьких шедевров ABBA, обойдённый вниманием различных сборников, но горячо любимый внимательными и чуткими поклонниками. На этой сессии впервые в письменном виде зафиксировано непринятое тогда ещё официально имя группы. Менеджер Андерсон, заполняя рабочий журнал студии, зачеркнул прежнее  «Björn, Benny, Agnetha & Frida» и написал поверху «ABBA«.

На следующий день, 17 октября были записаны ещё две песни. Из первой мелодии с банальным рабочим заголовком «Baby I Won’t Come Back» (Малышка, я не вернусь назад) родилась очень оригинальная, как по музыке, так и по тексту песня «What About Livingstone» (А как же Ливингстон?). В музыкальном плане это довольно сложная аранжировка с путанным ходом синтезаторного баса, и постоянной перекличкой вокала с мелодией. 

А по тексту: героиня песни, подойдя к киоску за газетой,  случайно подслушала, как молодёжь смеётся надо новостью о полёте на Луну и рассуждает: «Что это даст? Кому это надо?» Тут наша героиня решительно вступается за науку, за первопроходцев и приводит в пример Дэвида Ливингстона, известного исследователя Африки. «Он был в своём роде таким же космонавтом«, «одним из тех, кто жертвовал жизнью, чтобы указать нам путь«. В общем, пристыдила таким образом юнцов-бездельников. Кто из вас, всю жизнь наслаждавшихся светлой музыкой АББы, мог бы подумать, что ребята из Швеции, играя попс, ещё и защищали науку от невежд. «»What About Livingstone» — одна из весёлых песенок типа «Nina, Pretty Balerina»,» — говорит Бьорн. — «Многие из наших песен были именно такими, сделаны со смешинкой в глазах.»

Второй песней, записанной в тот день была «Honey, Honey» (Милый, милый). «Помню, мы с Агнеттой попытались прозвучать немножко сексуально на записи этой песни,» — вспоминала Фрида. — «Не знаю, насколько это получилось…» Несколько мужских поколений, наверное, ответят на этот вопрос очень утвердительно. И музыка, и вокал, и текст песни настроены на тонкую эротическую связь между мужчиной и женщиной. Струнную аранжировку, без которой невозможно представить эту песню, добавил на другой сессии Свен-Улоф Вальдофф, неизменный оркестровый аранжировщик ABBA. «Honey, Honey» была вторым (после «Waterloo«) синглом с альбома и, хотя не стала хитом №1 ни в одной стране мира, без неё невозможно представить ни один сборник ABBA. «Honey, Honey«, кстати, стала последней официальной записью группы на родном языке, она выходила на обратной стороне шведского сингла «Waterloo«.

Далее группе пришлось оторваться от записи альбома на месяц, поскольку Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, работая продюсерами в студии Polar Music, занимались чужой музыкой. Следующая сессия в студии Metronome состоялась 14 ноября 1973. В тот день была задумка записать нечто такое же лёгкое и эротичное, как «Honey, Honey«, и даже рабочее название у песни было «Mr. Sex» (Господин Секс), но в результате вышла одна из немногих у АББы попыток хард-рока под названием «King Kong Song» (Песенка Кинг Конга) с жёстким гитарным риффом, крепкими плюхами барабанов, отчаянными фальцетами и даже криками и визгами, в припеве переходящая, правда, в какой-то Бич Бойз. Бенни и Бьорн до сих пор недовольны результатом и считают «King Kong Song» одной из слабейших своих песен.

В день этой записи шведская пресса опубликовала список композиторов, которым предлагалось представить свои песни на отборочный конкурс для Евровидения-74. В списке конечно же фигурировали имена Бенни Андерссона, Стига Андерсона и Бьорна Ульвеуса. Парни приняли вызов и решили создать для этого весёлую динамичную вещь. Ради этого, в конце ноября Бьорн и Бенни побросали все дела и отправились на остров Виггсё. 

КАК РАБОТАЛА АББА

Стокгольм, как известно, располагается на обширном архипелаге, состоящем из тысяч живописных островов и островков, где находятся дома и дачи стокгольмцев. Виггсё — один из таких островов, с километр длиной, на котором стоит десятка два коттеджей, и один из них — Бьорна Ульвеуса. На этом острове родилось большинство лучших песен группы ABBA.

«Там можно полностью сконцентрироваться на конкретной работе,» —говорил Бенни. — «Никто не беспокоит, никаких телефонных звонков, никаких помех. Мы работаем, время от времени попиваем пивко или что-нибудь покрепче…» Работали они по обычной схеме рок-поп-музыкантов: наигрывали друг другу различные куски мелодий — Бенни на ф-но, а Бьорн на гитаре, — пытаясь развить их в цельную песню, а вместо текста напевали бессмысленный набор английских слов. В таком первобытном виде мелодии и поступали обычно в студию, где этот скелет обретал плоть и мощь аранжировки, и только потом уже текст, который часто поручали писать Стигу Андерсону. 

Агнетта и Фрида, как правило, были знакомы с материалом ещё до сбора в студии. «Частенько мы пробовали новую песню дома, за ф-но подбирали тональность, подходящую той из нас, кому предстояло солировать,» — говорит Фрида. – «Учитывая опыт Бьорна и Бенни, мы конечно уже знали, какая высота звука нужна мне или Агнетте, но несмотря на это, экспериментировали с тональностями и в студии.»

Когда инструментальная подложка песни была готова, АББА записывала вокальные партии очень быстро, успевая справиться с песней за день. «Обычно мы собирались вокруг ф-но и пропевали всю песню,» — вспоминает Фрида. — «Потом начинали работать с голосами: пели под разные инструменты, пробовали разные манеры исполнения, и только после этого начиналась запись». Писать начинали обычно с припева, пели на разные голоса, в унисон, и лишь позже, распевшись, приступали к сольной партии. «К тому времени успеваешь хорошенько разучить песню, а значит можешь вложить в неё больше души и чувств,» — объясняет Агнетта.

Вокальные партии — главная сила АББы — тщательно продумывались: как должны звучать голоса солисток, где должны вступить хоровые партии, как они должны звучать вместе. «Иногда про нас пишут, мол «девушки были мало связаны с работой в студии» или «они делали только то, что им скажут», но это не так,» — говорит Агнетта. — «Я внесла много идей относительно аранжировок, хоровых партий и решений всяких проблем». Фрида описала творческую атмосферу в студии: «Мы много импровизировали, и когда мелодия повторяется снова и снова, то само собой приходят в голову разные идеи, которые мы тут же пытались попробовать». 

АЛЬБОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

В описанном выше виде на студию Metronome поступила в декабре 1973 и будущая «Ватерлоо«, которую Бьорн и Бенни прочили на Евровидение. Поэтому текстом занялся Стиг. Будучи трудоголиком, Андерсон пытался родить этот текст днём и ночью, во сне и наяву, на прогулках и во время еды. Главным для него было найти ключевое слово. Для данной мелодии требовалось трёхсложное слово, и он написал несколько вариантов, пока не наткнулся на подходящее слово в три слога: Wa-ter-loo.

«Когда есть идея и название, сочинение текста не представляет особого труда и не отнимает много времени,»
 — говорит Стиг. И он действительно написал текст «Ватерлоо» в тот же день. Окончательная версия песни была записана 17 декабря 1973, а партии тенор-саксофона Кристер Эклунд наложил 4 января 1974.

17 декабря была записана ещё одна из самых роковых песен ABBA — «Watch Out» (Берегись) с хард-роковым гитарным риффом, фальцетом Бьорна и общим саундом, напоминающим глэм-рокеров Англии. Это ещё одна из песен, которых теперь стыдится Бенни Андерссон: «Если б не партия гитары Янне Шаффера, эта песня вообще никуда бы не годилась.» 18 декабря записали в окончательном виде «Sitting In The Palmtree» (Сидя на пальме) — единственную песню ABBA в стиле рэггей, большую роль в соответствующем декорировании которой сыграл чернокожий перкуссионист Маландо Гассама. 

Вторую вещь в тот день не закончили, записали только инструментальную часть. Бенни с Бьорном ощутили в ней потенциал хита, который не хуже «Ватерлоо» мог претендовать на Евровидение. В таких случаях они относились к тексту ответственнее и поручали его Стигу. Андерсон ещё недавно отмучился после недельной работы над текстом к будущей «Waterloo» и уже собирался провести Рождество на Канарских островах, как перед отъездом в аэропорт ему вручили кассету с демозаписью и просьбой написать текст. 

«Будучи в Лас-Пальмасе я часто слышал, как люди говорят друг другу «Hasta mañana» («До завтра»): на улице, по радио, по телевизору. Мне понравилась эта фраза, и она прекрасно легла на музыку». Чтобы не задерживать работу в студии, Стиг продиктовал текст песни по телефону, раздражая окружающих его туристов, поскольку из-за слабых телефонных линий в то время приходилось очень громко кричать в трубку.

Когда Агнетта с Фридой приступили к записи «Hasta Mañana» в студии, работа поначалу не клеилась: они не могли уловить нужную манеру исполнения. Тогда Агнетта попробовала подражать певице своей юности Конни Фрэнсис. «Нам казалось, мы никогда не сможем спеть эту вещь, и уже подумывали было отказаться от неё,» — вспоминает она, — «а потом я осталась в студии одна, и тут пришла мысль попробовать спеть в стиле Конни Фрэнсис. Я спела с присущей ей эмоциональностью, и когда продемонстрировала свою находку остальным, мы поняли, что находимся на верном пути.» Вот один из примеров, как девушки вносили весомый вклад в создание лучших песен ABBA.

Когда перед АББой встал выбор: взять «Waterloo» или «Hasta Mañana» на Евровидение, сердца их склонялись к первой, а разум подсказывал, что надёжнее избрать вторую. «Hasta Mañana» больше вписывалась в балладную атмосферу тогдашних конкурсов Евровидения. И всё же решили рискнуть с «Waterloo«, хотя бы потому что в ней солировали обе Агнетта и Фрида, а «Аста маньяну» пела одна Фельтског, что могло создать неверное представление о группе.

ОБЛОЖКА

Фотосессия для обложки альбома Waterloo состоялась в замке Грипсхольм на берегу озера Маларен около небольшого города Мариефред в 60 километрах к юго-западу от Стокгольма. Дизайн обложки придумал Рон Сполдинг, съёмку проводил фотограф Ула Лагер. В роли Наполеона на заднем плане выступил сессионный бас-гитарист группы Майк Уатсон. «Им нужен был кто-нибудь небольшого роста, и тогда вспомнили обо мне,» — говорит Майк.
——————————————
Альбом Waterloo поступил в продажу 4 марта 1974 года. В скандинавских изданиях пластинка начинается со шведского варианта «Waterloo«, а заканчивается английским. В остальных изданиях вместо шведской версии «Waterloo» включён хит 1973 года «Ring, Ring«. Продажи альбома естественно пошли живее после победы ABBA на Евровидении. 28-ое место в британских чартах для какой-то группы из Швеции, по тем временам это было просто немыслимо. Журнал Phonograph Record назвал Waterloo «одним из классических дебютных альбомов семидесятых».

Выражаем искрению благодарность, ресурсу Олдос-Голдис.

Добавить комментарий