Давно у нас не было замечательной рубрики «Rock Story: Легендарные Обложки», где мы рассказываем истории создания визуального оформления известных и малоизвестных альбомов. А как говорится: «встречают по одёжке, провожают по уму«, то нельзя отрицать важность визуального взаимодействия пластинки со слушателем.
Начиная ещё с 1939 года, эту идею стал продвигать арт-директор Columbia Records по имени Алекс Стейнвейс. Именно тогда начался расцвет кавер-дизайна, который получил распространение по всему миру, в результате чего, некоторые знаменитые пластинки стали выставляться в музеях современного искусства.
В СССР главным монополистом по снабжению населения виниловыми дисками являлась Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия«, которая абсолютно не желала следовать западным трендам и имела своё представление как нужно оформлять альбомы.
Зачастую это был ужасный полиграфический дизайн с пейзажами, натюрмортами и надписями «Эстрада» или «Поет Элвис Пресли«. Но среди этих простых и однообразных конвертов попадались и действительно интересно оформленные пластинки. Вот об одной из таких знаменитых обложек мы сегодня и поговорим.
Альбом «По волне моей памяти«, из дискографии легендарного советского композитора Давида Тухманова, имел невероятный успех среди слушателей и на сегодняшний день является советской поп-классикой.
Эта пластинка была выпущена в 1976 году на фирме «Мелодия» и быстро стала востребованной среди прогрессивной молодежи тех лет. Её оформлением занимался художник Александр Шварц, который сумел визуально подчеркнуть смелую арт-рок концепцию лонгплея.
Александр Львович Шварц родился 19 февраля 1945 года в семье известного композитора Льва Шварца и художницы Надежды Снежко-Блоцкой. Поэтому неудивительно, что с раннего детства Александр увлекался как музыкой, так и рисованием в равной степени. В 1969 году он окончил Школу-студию МХАТ по специальности театральный художник и начиная с 1971 года находился в поисках своего стиля, пробуя себя в различных форматах живописи.
Александр Шварц старался придать своим картинам необходимой зрелищности, в особом контрастном фокусе, раскрывая реальность с иной, совершенно неожиданной стороны. Так же Александр Львович любит играть джаз и как он рассказал в одном интервью, во время таких импровизаций у него в голове легко могли рождаться образы будущих картин.
Когда Давид Тухманов решил записать концептуальный рок-альбом, взгляды двух творческих людей в какой-то степени совпали. Александр присутствовал при работе над пластинкой «По волне моей памяти«, запись которой проходила частично в доме у Тухманова, они вместе обсуждали концепцию обложки, после чего, у себя в мастерской Шварц создал первые наброски.
Но не обошлось и без трудностей и многие замыслы попросту не удалось реализовать, потому что жёсткие цензоры из худсовета не пропускали работы, которые не соответствовали идеалам социалистического реализма.
Так, например, первые вариант дизайна конверта, который был полностью рисованным, отклонили. Второй вариант подвергли редактуре, было значительно сокращено количество рисованных образов, несмотря на долгие разговоры с худсоветом. Члены худсовета взяли ножницы и всё порезали, и в итоге получилась всем известная обложка альбома. Никто не спрашивал, согласен ли с этим автор или нет, и если говорить о художественной точке зрения, то конверт пластинки “По волне моей памяти” был напрочь испорчен, но стал любимым и узнаваемым.